Войти в почту

Строй российским

Требования к локализации стройтехники растут, несмотря на падение рынка Иностранные инвесторы, построившие в РФ заводы по выпуску дорожно-строительной техники, обеспокоены новыми требованиями к локализации. По их мнению, на фоне сокращения продаж на рынке в 2,5 раза за последние три года, чему способствовало и введение утильсбора, дополнительные требования к локализации фактически нереализуемы. В Минпромторге не скрывают, что считают приоритетом поддержку российских машиностроителей, а требования по локализации нацелены на "накопление научно-технического потенциала" и "будут меняться с учетом развития отрасли и технологий". В 2016 году продажи новой дорожно-строительной и спецтехники сократились на 7%, до 6 тыс. машин, сообщила в пятницу Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ, подробнее см. инфографику). Падение продолжается уже четыре года, замечает глава отраслевого комитета Андрей Комов, и по сравнению с 2013 годом (15,6 тыс. штук) объем рынка сократился на 61%. Одной из причин обвала продаж АЕБ считает введение утильсбора на технику в феврале 2016 года: "и без того подорожавшие из-за девальвации рубля машины теперь обременены дополнительным сбором от 450 тыс. руб. до 6 млн руб.". Впрочем, в последние месяцы 2016 года спрос стал восстанавливаться. Как рассказали "Ъ" в АЕБ, базовый прогноз по рынку ДСТ на 2017 год -- рост продаж на 30% с учетом низкой базы 2016 года, отложенного спроса, а также на фоне ожидаемого оживления в строительстве. Источники "Ъ" в иностранных концернах с локальными площадками в РФ согласны, что утильсбор на ДСТ очень велик. Один из собеседников "Ъ" отмечает, что введение утильсбора -- "понятная мера", но "способы его применения не выдерживают никакой критики": "Для расчета утильсбора на строительную технику учитывается не только вес машины, но и вес материала, который перевозит в кузове или в ковше данный тип техники и который, очевидно, утилизировать никто не будет". По мнению другого собеседника "Ъ", утильсбор осложняет работу небольших российских компаний -- им не хватает оборотных средств, чтобы реализовывать продукцию без учета утильсбора, не дожидаясь компенсации от государства в виде промышленных субсидий. Доля компаний, входящих в АЕБ, составляет около 80% всего российского рынка ДСТ, инвестиции -- €1,6 млрд. Из участников производственные площадки есть у Caterpillar (Тосно, Новосибирск), Hitachi (Тверь), John Deere (Домодедово, Оренбург), Komatsu (Ярославль, Иваново), Volvo (Калуга). В иностранных компаниях недовольны и отсутствием стабильных условий, в частности, по уровню локализации техники (в январе приняты поправки в постановление правительства 719 с дополнительными условиями по локализации). "Мы готовились соответствовать постановлению 2015 года, в январе ввели поправки, по которым нужно производить и кабины, и двигатели,-- сетует один из источников "Ъ".-- Мы как инвесторы теряем ориентир". Он уверяет, что на фоне низких продаж невозможно локализовать производство компонентов, а требования по локализации "нецелесообразны и переносятся на наш сегмент калькой с автопрома и сельхозтехники". Другой собеседник "Ъ" отмечает, что непредсказуемая смена правил игры только замедляет локализацию технологий. По словам источника "Ъ", знакомого с ситуацией, требование по локализации кабин для экскаваторов добавили по просьбам российских компаний, и, "естественно, импортеры-сборщики просят вообще отменить постановление 719 или сделать так, чтобы оно не влияло на бизнес". Январские поправки были необходимы потому, что изначально "по экскаваторам забыли установить обязательные технологические операции". Собеседник "Ъ" добавляет, что локализация двигателя -- "одна из опций", и компании вправе закупать их у российских поставщиков -- например, "Автодизель" или "Камминз Кама". Впрочем, источники "Ъ" в компаниях считают, что без собственного двигателя "теряется конкурентное преимущество". В Минпромторге заявили "Ъ", что "критерии 719 постановления предполагают поэтапное освоение в РФ наиболее значимых производственных операций, подход нацелен на накопление научно-технического потенциала и, безусловно, будет совершенствоваться с ходом развития отрасли и трансфера наилучших мировых технологий". При этом в министерстве считают важной задачей "приоритизацию бюджетных средств в пользу российских машиностроителей". В мае 2016 года были введены субсидии, позволяющие производителям ДСТ и сельхозтехники, соответствующим критериям локализации, сократить затраты на содержание рабочих мест, энергоресурсы и выпуск (де-факто -- компенсация российским компаниям утильсбора, по аналогии с автопромом). Утильсбор, отмечают в Минпромторге, в основном призван сократить импорт подержанной техники, и в 2016 году это привело к вытеснению импорта и сохранению объемов выпуска предприятий РФ. Дмитрий Бабанский из SBS Consulting полагает, что исполнение новых требований постановления 719 позволит достичь локализации на уровне не менее 60%, сейчас у некоторых заводов он не превышает 20-30%. По мнению консультанта, внесение изменений в выпущенные постановления -- "характерная черта и значительная проблема российского нормотворчества". Яна Циноева

Строй российским
© Коммерсант