Смольный через суд требует вернуть неосвоенный аванс, по которому банк выступал гарантом СПб ГКУ "Дирекция транспортного строительства" подало иск к ПАО "Банк ВТБ" с требованием вернуть 359,7 млн рублей не исполненного корпорацией "Трансстрой" аванса, выданного ей властями Петербурга на строительство депо "Южное". Гарантом по нему как раз и выступал банк ВТБ. В Смольном отмечают, что пытались вернуть долг в досудебном порядке, но дважды получали отказ от кредитной организации. В банке отмечают, что только изучают иск, и подробно свою позицию не комментируют. СПб ГКУ "Дирекция транспортного строительства" (ДТС), подведомственное комитету по развитию транспортной инфраструктуры Петербурга (КРТИ), подало иск к банку ВТБ на сумму 359,7 млн рублей. Иск зарегистрирован в картотеке дел Арбитражного суда Петербурга и Ленобласти 14 марта. Предварительное слушание по делу пока не назначено. В качестве третьих лиц выступает корпорация "Трансстрой". Как пояснили "Ъ" в ДТС, иск подан в связи с тем, что банк-гарант ВТБ не перечислил в пользу Дирекции сумму в размере 359,7 млн рублей за невыполнение корпорацией "Трансстрой" обязательств, предусмотренных госконтрактом при строительстве депо "Южное". В организации подчеркнули, что пытались разрешить спор в досудебном порядке. В частности, письмо о возврате непогашенной части аванса направлялось в адрес подрядчика -- корпорации "Трансстрой", но она не ответила на запрос. Кроме этого, ДТС дважды вручала требование банку ВТБ, но в итоге "дирекцией дважды получен отказ о возвращении денежных средств по банковской гарантии". В пресс-службе банка ВТБ "Ъ" сообщили, что "в настоящий момент банк изучает исковые требования, заявленные организацией". В корпорации "Трансстрой" данный иск не комментируют. Александра Петрова, старший юрист практики разрешения споров Rightmark Group, не видя самой банковской гарантии, предполагает: чтобы доказать свою правоту в суде, Смольному придется предоставить доказательства либо выполнения работ "Трансстроем" на меньшую сумму, чем предусмотрено договором, либо некачественного выполнения работ этой компанией. "Как правило, для доказывания недостатков в выполненных работах истец предоставляет заключение эксперта. Тем не менее, при наличии сомнений в обоснованности выводов эксперта суд может назначить дополнительную экспертизу, поручив ее выполнение независимой компании", -- прокомментировала госпожа Петрова. По ее словам, если суд вынесет решение в пользу Смольного и банк его исполнит, выплатив сумму по гарантии, то последний будет вправе взыскать уплаченные денежные средств с подрядчика, если это предусмотрено соглашением между данными лицами. Еще в декабре 2016 года Смольный в одностороннем порядке разорвал контракт на 6,6 млрд рублей по возведению депо "Южное" с корпорацией "Трансстрой". Власти обвинили компанию в срыве сроков работ и в неосвоении 359,7 млн рублей ранее выданного аванса. Гарантию под него как раз и выдавал банк ВТБ. В феврале 2017 года Смольный провел новый конкурс на достройку депо за 5,46 млрд рублей. Победу в торгах одержало АО "ССМО "ЛенСпецСМУ"", входящее в ГК "Эталон" Вячеслава Заренкова. В то же время "Трансстрой" оспаривает в суде одностороннее расторжение контракта по депо "Южное", а также требует от Смольного вернуть 413,3 млн рублей убытков. В качестве третьей стороны по двум делам привлечен банк ВТБ. Кроме этого, кредитная организация привлечена к судебным разбирательствам, которые идут между Смольным и корпорацией "Трансстрой" по факту расторжения контракта на строительство стадиона на Крестовском острове, где банк также выступал гарантом. В то же время судебные тяжбы не мешают банку ВТБ быть одним из главных потенциальных инвесторов при строительстве ряда инфраструктурных проектов в Петербурге, среди которых называют Восточный скоростной диаметр, линии легкорельсового трамвая, а также развитие территории "Пулково-2". Лидия Горборукова

ВТБ застрял в депо "Южное"
© Коммерсантъ в Санкт-Петербурге