Непобедимый Т-90: как России удалось спасти танкостроение
Российский танк Т-90 сегодня считается одним из лучших в мире. Но он мог вообще не появиться на свет. Об этом говорится в расследовании программы «Теория заговора» на телеканале «Звезда». В конце 1980-х годов нижнетагильскому «Уралвагонзаводу», где был создан танк, грозила участь многих канувших в Лету предприятий военно-промышленного комплекса, которые массово переводили на гражданские рельсы. По словам заместителя директора и главного конструктора УКБТМ в 1988–2008 годах, этот успех связан с именем его предшественника – главного конструктора Уральского конструкторского бюро транспортного машиностроения Владимира Поткина. «На фоне всеобщего развала, разрухи, воровства во главе КБ становится жесткий, целенаправленный и, я бы сказал, эталонно честный человек. Эталонно честный. Строжайшая исполнительская и финансовая дисциплина», – подчеркивает Баранов. Именно Владимиру Поткину предстояло дать жизнь новому танку в то время, когда многие в руководстве страны махнули на оборонную промышленность рукой. Нужно было спасти завод любой ценой. Ситуация, по сути, стала фронтовой. И действовать надо было, как на фронте. Задача была сохранить конструкторов и КБ – мозг предприятия. Новый танк Т-90 вобрал в себя все лучшее, что предлагали оборонные институты. В марте 1991 года он был принят на вооружение под именем Т-90. К 1995 году было построено около двух с половиной сотен танков. Но после этого деньги на закупку новых машин у государства закончились. Не в последнюю очередь это было связано с тем, что господствовала навязанная западом идеология: «Теперь мы друзья. Так зачем вооружаться?». Пушку для танка сделали на заводе № 9 в Екатеринбурге. Сегодня это единственное в стране предприятие, где конструируют танковые пушки. А в 1990-е его судьба тоже висела на волоске. Судьба екатеринбургского завода полностью зависела от того, удастся ли выжить предприятию в Нижнем Тагиле. Вот тогда и пришлось «Уралвагонзаводу» самому «продвигать» на международные рынки свой танк Т-90. Ключевую роль в этом сыграл главный конструктор Владимир Поткин. Сначала он убедил индийских военных посмотреть машину в деле. Но Индия отказалась покупать танк. И тогда Поткин предложил провести его модернизацию. Игорь Баранов вспоминает, что на эти цели было отведено всего полгода. «Это были жуткие полгода. Представьте себе, выходит ответственнейшая деталь на станке. Брак. Запороли. Надо выкидывать, а у нее технологический цикл – три месяца. А три месяца уже прошло. И осталось еще три месяца – и все. То есть принять это решение. А если поставишь – и она не выдержит испытание? На Поткина было страшно смотреть», – отмечает бывший главный конструктор УКБТМ. Когда весной 1999 года танки обкатывались на тагильских полигонах, главный конструктор Владимир Поткин чувствовал себя неважно, но к врачам не обращался. А когда становилось совсем плохо, и Поткина буквально упрашивали пойти в больницу, он отмахивался и говорил: «Отправим изделия – пойду». Одиннадцатого мая 1999 года заводские испытания Т-90 были завершены, а 13 мая Владимир Поткин умер. Модернизированный Т-90 прошел тяжелейшие испытания в индийской пустыне Тар, где часто бывают пыльные бури, почти полностью отсутствуют дороги, а гряды высоких холмов сменяют смертельные для любой техники солончаки. А 15 февраля 2001 года был подписан контракт о поставке в Индию 310 танков Т-90С. С этого дня началось возрождение завода. Решением правительства России танку Т-90 было присвоено имя «Владимир». Сегодня Т-90 – основной боевой танк российской армии и один из лучших в мире, как признают военных эксперты как РФ, так и Запада. Если бы не удалось спасти этот танк, то предприятие могло исчезнуть, и сегодня мир не узнал бы про новейшую разработку «Уралвагонзавода» – «Армату». Вместе с заводом исчезла бы вся российская танковая промышленность.