Ещё
Пора сваливать
Фото: Коммерсантъ в Перми
Оператором по обращению с отходами может стать госпредприятие
Краевые власти начинают вводить новую схему обращения с коммунальными отходами в регионе. В июле планируется выбрать единого оператора на весь край, максимальная стоимость услуг которого составит до 4 млрд руб. Он будет заключать договоры с населением, полигонами и перевозчиками. Правительство рассчитывает, что это будет госпредприятие. До конца года власти также выберут концессионера, который за 25 лет инвестирует в отрасль до 35 млрд руб. Депутаты краевого парламента полагают, что госкомпания не будет эффективным оператором, а перевозчики готовы поддержать этот вариант, если будет учитываться существующая инфраструктура перевозок.
Вчера состоялся круглый стол по введению схемы обращения с коммунальными отходами на территории региона, организованный «Ъ-Прикамье» и фракцией в Заксобрании края. Первый замминистра строительства и ЖКХ  Леонид Мокрушин напомнил, что полномочия по организации сбора, вывоза и утилизации коммунальных отходов с 1 января прошлого года переданы от муниципалитетов на региональный уровень. В декабре прошлого года была утверждена схема обращения с отходами. В июле краевые власти рассчитывают выбрать единого регионального оператора, который будет заключать договоры и с потребителями, и с участниками рынка — с полигонами на основании регулируемых цен и с перевозчиками — через проведение конкурсов. Для потребителей средний тариф по краю может составить 100 руб. с человека в месяц. «Он может быть дифференцирован по населенным пунктам. Это мы будем понимать к ноябрю», — уточнил Леонид Мокрушин.
Максимальная стоимость услуг единого оператора оценивается в 3,5–4 млрд руб. в год. Такой верхний предел планируется установить при проведении конкурса по выбору оператора. Краевые власти рассчитывают, что им станет государственная организация — унитарное предприятие или АО, которая, по их мнению, является более надежной. При этом такая госкомпания должна участвовать в отборе наравне с другими участниками. Обязательное для всех условие — наличие лицензии на транспортировку, обработку и утилизацию твердых коммунальных отходов (ТКО). По словам Леонида Мокрушина при проведении конкурса задаток предполагается установить в размере 100 млн руб., банковскую гарантию — в размере 300 млн руб. ежегодно. В первую очередь будет оцениваться предложение участников по стоимости услуг регионального оператора. Соглашение с победителем заключается на десять лет. Он начнет свою деятельность с 1 января 2018 года.
Региональный оператор также будет взаимодействовать с концессионером, который займется развитием системы обращения с отходами. Первый замминистра уточнил, что мощностей существующих свалок и полигонов (а в официальном реестре их 14) хватит на три-четыре года. Концессионер должен будет построить и эксплуатировать новые объекты системы обращения с отходами, а также заняться рекультивацией тех, которые выйдут из обращения. На начальном этапе, сообщил Леонид Мокрушин, затраты инвестора составят 6–6,9 млрд руб. Средства необходимы для строительства шести новых полигонов вблизи , , , Лысьвы, , Чайковского и 28 мусороперегрузочных станций. Для этого предполагается передать участки из муниципальной в региональную собственность. На их создание потребуется около трех лет. Общая сумма расходов концессионера, включая эти вложения, оценивается в 35 млрд руб. (29 млрд — эксплуатационные расходы). Выбрать концессионера через конкурс краевые власти намерены до конца года. Планируемый срок соглашения с частным инвестором — 25 лет.
Заместитель председателя «Ассоциации операторов Пермского края в области обращения с отходами» Тимур Мустафаев заявил, что поддержит идею с госпредприятием в качестве оператора, поскольку для перевозчиков это «более стабильный плательщик», но только если будет учитываться существующая инфраструктура перевозок при формировании лотов на конкурс. Леонид Мокрушин сообщил, что краевые власти от этого и отталкиваются. В небольших районах будет по одному лоту, а Пермь, скорее всего, будет разделена на десять: «В Перми нет одного перевозчика, который мог бы охватить весь город. Будут некоторые входные требования, например, наличие лицензии на перевозку, которые ряд перевозчиков выполнить не смогут».
Директор по развитию компании «Эко бэст» (ГК «Эко») спросила, как  может гарантировать инвестору включение объекта в терсхему на этапе проектирования, «ведь инвестор уже несет затраты на создание объекта, а проектирование длится достаточно долго». Леонид Мокрушин пояснил, что порядок включения разрабатывается на федеральном уровне, а пока, прежде чем инвестировать, бизнес может обратиться в минстрой для заключения соглашения, где будут прописаны обязательства по включению в эту схему.
Гендиректор ООО «Буматика» заявил, что у малого бизнеса есть возможность интеграции в схему обращения с отходами — три объекта компании уже включены в схему. Он пояснил, что «Буматика» использует дуальный сбор отходов от населения и сбор отходов на этапе производства. «Мы первые в  сделали четыре вида тарифов — на сортированные и несортированные ТКО. Несортированные отходы утилизировать в три раза дороже», — отметил он.
Председатель комитета по бюджету Заксобрания отметила, что «перед регионом стоит задача более сложная, чем создание фонда капремонта». Она подчеркнула, что ГУП — уже неактуальная правовая форма, а эффективность государственных акционерных обществ не выдерживает критики. По мнению госпожи Зыряновой, исключить риски прихода недобросовестного частного оператора можно другими способами, в том числе с помощью более тщательной проработки конкурсной документации по выбору оператора. Она также обратила внимание на то, что необходимо активнее внедрять научные достижения, касающиеся вторичной переработки: «Есть уже технология „ноль отходов“. Оператор больше 50% отходов может утилизировать в теплоэнергию. Здесь скрыт большой экономический потенциал». Елена Зырянова полагает, что это позволит снизить тариф для потребителя, ведь в сельской местности люди в реальности не будут тратить по 100 руб. с человека «на этот котловой метод».
По словам Леонида Мокрушина, такие технологии, как сжигание, позволяющие почти не оставлять отходов, в десять раз дороже, даже с учетом возврата ресурсов в виде энергии и тепла.
Директор по продажам и развитию ГП «ПЦБК» заявил, что переработчики испытывают дефицит сырья, поэтому они за свой счет будут устанавливать контейнеры для сбора макулатуры, а это позволит снизить тариф для населения. Сейчас основной объем поставляет ритейл — около 7%, а от населения — только 3%.
Депутат отметил, что проект отмены НДФЛ при сдаче макулатуры, который внесен в , — это «маленькая революция»: «Это создаст возможность просто прийти к контейнеру и сдать сырье за деньги. А сегодня, если школьник или пенсионер захотел сдать коробку, то он и принимающая организация должны заполнить двадцать бумажек, включая декларацию о доходах».
, директор ООО «Внешнее благоустройство» (управляет полигоном в Чернушке), сослался на проблемы при обслуживании частного сектора, сбор средств с которого затруднен.
«Надо вводить новую систему, потому что обязанность по заключению договоров закреплена за региональным оператором. Сейчас частный сектор охвачен на 5–10%, а в ряде сельских территорий эта цифра близка к нулю, и все затраты на себя берет бюджет», — отметил Леонид Мокрушин.
По итогам круглого стола правительству рекомендовано направить во фракцию план действий по созданию новой системы, в том числе проект закона об обращении и проект госпрограммы. Вопросы, связанные с введением новой схемы, фракция ЕР рассмотрит в мае.
Видео дня. Названы самые бедные регионы России
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео