Риски и выгоды: что даст российским регионам новая система поощрения чиновников

Идея министерства экономразвития выдавать бонусы чиновникам, которые смогли сэкономить не менее 10 процентов бюджета проектов несостоятельна по своей сути и может содержать коррупционную составляющую. Такую мысль в комментарии ФБА "Экономика сегодня" озвучил советник главы фракции "Справедливая Россия" в Госдуме, кандидат экономических наук Дмитрий Ушаков. В России предлагают выплачивать бонусы чиновникам за экономию средств бюджета на исполнении проектов "Аналогов подобной инициативы в мире лично я не знаю. Фактически сэкономить на бюджетных проектах есть лишь один способ – на госзакупках. При этом уже существующие инструменты позволяют сэкономленные средства использовать. Но не в интересах отдельных личностей, а для блага региона. Если, к примеру, при проведении тендера на озеленение территории удалось найти подрядчика значительно дешевле, чем планировалось, освободившиеся деньги можно пустить на укладку асфальта. При этом все, что должно быть сделано в регионе, прописано в административных регламентах, их исполнение и есть работа чиновников, за которую они уже получают высокие зарплаты. При начислении предлагаемых бонусов выйдет, что им за одну работу платят дважды", - отметил специалист. Ранее стало известно, что в Минэкономразвития рассматривают возможность премировать чиновников за экономию бюджета. Если в ходе реализации проекта те сэкономят не менее 10% бюджета проекта, а качество исполнения при этом не пострадает и экономия не отразится на конечном результате, госслужащим могут начислить бонусы. Эта идея рассматривалась на заседании президиума Совета при президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам под председательством премьер-министра Дмитрия Медведева. Кроме того, чиновникам предлагается установить KPI (ключевые показатели эффективности), по достижению которых и будет выплачена премия. Формула ее начисления пока не конкретизирована. "Зарплата чиновника федерального уровня сегодня превышает средний по России доход более чем в 3,5 раза, оклады госслужащих регионального уровня выше средних по РФ вдвое. То есть чиновники уже получают весьма достойные деньги за свою работу, увеличивать их, что называется "на ровном месте", смысла нет. Государство – это не коммерческое предприятие, чиновники в нем не топ-менеджмент, чтобы получать деньги за некую эффективность. Все это несет оттенок коррупционной составляющей, социальный функции государства и предоставляемые им услуги нельзя оценить на уровне эффективности работы одного человека", - подчеркнул экономист. "Освоение" бюджета – процесс ажиотажный Формула, по которой будет оценивать коэффициент эффективности работы госслужащих пока не оглашается Согласно официальной статистике, порядка 30 процентов бюджета, выделяемого регионам и госпредприятиям, осваивается лишь в последние месяцы каждого текущего года. Чиновники стремятся вложить в программы как можно больше средств, чтобы не потерять их в перспективе. Это благоприятно сказывается в краткосрочной перспективе на экономике РФ – в предновогодние недели она показывает некоторый подъем. Система выделения бюджета выстроена так, что изменить сложившуюся ситуацию довольно сложно. "Как можно сэкономить на субсидируемых бюджетом проектах, кроме госзакупок – не ясно. При этом порядка 60 процентов бюджета осваивается именно через госзакупки и контракты. Но тендерная система приобретения товаров и поиска подрядчиков работ призвана обеспечить невмешательство в этот процесс госслужащих и заинтересованных лиц. То есть заслуг чиновников в экономии теоретически нет. При этом денег на проекты всегда выделяется не с избытком – их ровно столько, сколько должно хватить на реализацию. Система работает так, что если в текущем году регион не потратил весь объем выделенных бюджетных денег, то считается, что его потребности ниже. И в следующем году он получит субсидии уже на уровне зафиксированных расходов. Поэтому к концу года чиновники кровь из носу стараются потратить все до копейки. Так появляются тендеры, которые объявляются и проводятся в один день. Кроме того, спешно продумываются и реализовываются проекты, которые весь год лежали "в столе". Платить чиновникам бонусы за делаемую ими работу – не лучшая идея. Есть административные процедуры и требования, которые должны быть исполнены в любом случае, дело госслужащего – в рамках установленных правил и законов выполнить свои обязательства перед населением. Если при этом удается сэкономить на закупках, в регионе, городе, районе или селе должны быть проделаны дополнительные работы по улучшению жизни и быта граждан. Это суть деятельности госслужащего, платить за которую дополнительно при имеющихся уже высоких зарплатах, на мой взгляд, нецелесообразно", - делает вывод Дмитрий Ушаков.

Риски и выгоды: что даст российским регионам новая система поощрения чиновников
© ФБА "Экономика сегодня"