«Забудьте про Норвегию»: мурманчане меняют подходы в судостроительстве

Заводы Санкт-Петербурга играют большую роль в строительстве судов для нужд мурманских рыбаков. Об этом, как передаёт корреспондент ИА REGNUM, в преддверии открывшейся в Мурманске IV Международной конференции «Рыболовство в Арктике: современные вызовы, международные практики, перспективы» заявил министр рыбного и сельского хозяйства Мурманской области Андрей Иванов. «Забудьте про Норвегию, — отвечая на вопрос о сотрудничестве России и Норвегии по вопросам судостроения, заявил Иванов. — И про Данию, про Голландию, про Польшу забудьте. Идёт разговор о строительстве на российской территории. Малотоннажные — это Рыбинск, нужно понимать, что судостроительные заводы тоже ограничены по возможностям, потому что часть заводов была поставлена на военно-морские рельсы, остальные — коммерческое судостроение. Среднетоннажные, больше — это Выборг. Большую роль играет Санкт-Петербург». По словам министра, подписание контактов на строительство зависит от судовладельца и судостроителя. «Власть задаёт вектор движения — строить суда нужно в России, а как в этом направлении движутся судовладельцы и судостроители — это частные вопросы», — сказал он. По словам Иванова, Россия «отстаёт» от других стран в плане наличия высокотехнологичного оборудования, его продолжат приобретать за границей. «Если в части производства металла, нарезки мы с большими возможностями, способностями, то по оборудованию мы несколько отстали, — отметил министр. — Мы будем изначально приобретать за рубежом. В течение времени будем стремиться перейти на своё. Насколько это возможно». Тем временем, флот в России, и, в частности, в Мурманской области износился. К такому выводу пришёл председатель Правления НО «Союз рыбопромышленников Севера» Владимир Григорьев. «За последние семь лет изменилась структура флота, — объяснил Григорьев. — Это видно на примере реестра Мурманского морского рыбного порта. По сравнению реестров можно видеть, что модернизация шла разными путями. Было три пути модернизации: первый — модернизировались имеющиеся суда, которые, как правило, нам достались от Советского союза. Там менялись главные двигатели, другое оборудование. Второй путь — это приобретение судов уже работавших, возрастом 10−15 лет и, в основном, рыбаки шли по пути покупки уже работавших пароходов. Третий путь — это новострой. Новострой — это дорого, во время, когда не было стабильности финансовой, не было видно горизонта планирования. Очень мало судовладельцев пошли по пути новостроя. В основном, приобретались высокотехнологичные, но уже бывшие в употреблении суда». По словам Григорьева, сейчас российские верфи к строительству новых судов готовы. «Они уже начали принимать заказы, — сообщил председатель правления Союза рыбопромышленников. — Реально у нас 99 судов уже за порогом 30-летия. Это суда на списание. Я думаю, что, благодаря инвестквотам, будет значительный скачок в судостроении». Григорьев также сообщил, что в целом рыболовный флот на Севере насчитывает 230 судов. На место тех, которые подлежат списанию, в скором времени придут новые. Об этом сообщил генеральный директор ЗАО «Мурмансельдь-2» Юрий Задворный. «Мы ведём разговор не о модернизации, а о строительстве нового, современного флота, — отметил Задворный. — Не на базе старых корпусов, а именно с нуля. И силы, и возможности, а самое главное — желание и у наших рыбаков, и у наших судостроителей есть. Я не скрываю: 17 февраля мы подписали контракт на строительство четырёх современных супер-траулеров на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла» в Ленинградской области, суда уже начали строиться». Напомним, до октября 2017 года в Ленинградской области будет создан судостроительный кластер. Его ядром закономерно выступит Выборгский судостроительный завод. Как сообщало ИА REGNUM, помимо традиционных льгот для импортозамещающих инвесторов, правительство Ленобласти намерено субсидировать расходы на образование, переподготовку кадров для судостроительной отрасли.