Зачем туррынку ещё одна сеть турагентств?

«Магазин Горящих Путёвок» и «РоссТур» укрупняют розницу На этой неделе «РоссТур» и «Магазин Горящих Путёвок» официально объявили о создании кобрендинговой сети турагентств, которая будет работать под общей маркой. Утечка информации на эту тему широко обсуждалась в кулуарах отраслевых выставок и вызвала заметный резонанс на рынке: кто-то усмотрел в сближении двух компаний подготовку к грядущему слиянию, кто-то – попытку надавить на туроператоров. Как на самом деле? Редакция HL предложила представителям проекта ответить на возникшие вопросы. Интервью с Марией Слугиной («РоссТур») и Сергеем Агафоновым (МГП). Для начала давайте внесём ясность и ответим на вопрос, который, пожалуй, звучал чаще всего в коридорах выставок: кто кого покупает? Сергей Агафонов. Никто. На уровне акционеров двух наших компаний есть договорённость о том, чтобы усилить позиции существующих бизнесов и вывести на рынок новую сеть. Её название будет состоять из двух названий «РоссТур + Магазин Горящих Путёвок», таким образом, объединит потенциал двух уже раскрученных брендов. Это не слияние, не поглощение, не покупка и не обмен акциями. Это совместный проект. Мария Слугина. Речь об уникальной синергии двух наших сетей. Это стало возможным, так как модели бизнеса управляющих компаний различаются. МГП продаёт франшизу, «РоссТур» – предоставляет её партнёрам без взносов, у МГП нет центра бронирования, у «РоссТура» – есть, МГП изначально развивал сеть в Москве, Санкт-Петербурге и других городах Центральной России, а «РоссТур» крепко закрепил свои позиции в регионах. Соответственно, в двух сетях есть разные условия работы для партнёров, и вот на базе этого набора преимуществ мы и формируем некое новое предложение для агентств. Кроме того, общий проект позволит вывести бренды МГП и «РоссТур» на новый уровень и тем самым повысит доступность наших услуг для туристов. Вы создаёте новую управляющую компанию? Сергей Агафонов. Нет, мы опираемся на ресурсы управляющих компаний, которые уже есть. Модель нашего взаимодействия в проекте мы видим так: заявки будут идти через центр бронирования «РоссТура», а оплата – через единый расчётный центр МГП. Безусловно, появится новое юридическое лицо, которое будет заключать договоры с туроператорами и в рамках которого пойдёт всё движение по заявкам – бронировка, оплата, изменения и т. д. Кто финансирует создание новой сети, как вы планируете разделить расходы на продвижение, ведь новый проект надо вывести на рынок как B2B, так и B2C? Мария Слугина. Договорённости на уровне акционеров компании, расходы на совместную рекламную кампанию делятся пополам. Что касается продвижения. Безусловно, у нас сформирован медиаплан, в том числе по продвижению на прямого потребителя, но делать это мы собираемся аккуратно, опираясь на широкую известность наших брендов и наши сильные стороны, которые уже привлекают внимание. По крайней мере, в среде B2B это так. Давайте об этом поподробнее. Что конкретно вы предлагаете агентствам? В чём новизна? Сергей Агафонов. В новом франчайзинговом объединении нет ни вступительных, ни регулярных взносов. Единственные платежи участников управляющей компании – фиксированная сумма за каждого туриста при оформлении брони. Вместо бонусов в нашем кобрендинге задействован прогрессивный cash back, позволяющий вернуть часть средств агенту в зависимости от величины оборота, прошедшего за месяц. При достижении определённых объёмов размер cash back будет увеличиваться. Это интересная «фишка» проекта, которая позволит агентам зарабатывать и привлечёт партнёров. Прежде всего, мы ориентируемся на агентства, только начинающие свою работу, а также на тех, кто хочет использовать рыночную ситуацию для усиления бизнеса, открыв новый офис или офисы. Мария Слугина. Судите сами – участники новой кобрендинговой сети «Магазин Горящих Путёвок + РоссТур» получат возможность раскрутить бизнес быстрее конкурентов, так как смогут пользоваться инфраструктурой сразу двух управляющих компаний как по части бронирования туров, так и по части бэк-офиса. Они начнут получать обращения туристов сразу с двух сайтов, а все их клиенты автоматически станут подопечными Службы поддержки туристов. Важный момент: условия работы всех существующих франчайзи «РоссТур» и МГП останутся неизменными, включая защиту территорий: офисы нового объединения смогут открыться только в свободных городах и районах. Вы упомянули, что турагентства перестали закрываться. Откуда такая информация? Мария Слугина. Мы судим по статистике за январь-февраль. В «РоссТур», например, за этот период вступило более 40 новых агентств. В марте и апреле мы ожидаем ещё большего прироста. Сергей Агафонов. У нас тоже был прирост – несколько десятков новых партнёров. Период, когда турагентства массово закрывались, позади, и сейчас мы наблюдаем обратную тенденцию. Некоторые эксперты из числа туроператоров этого оптимизма не разделяют. С их слов, количество турагентств на рынке сейчас действительно стабилизировалось, но роста нет. Есть просто перетекание агентств из сети в сеть. В связи с этим вопрос к вам. А вы не боитесь, что создадите себе конкурента? Ведь эксперимент с кобрендингом может не усилить, а ослабить две ваши сети: вместо того, чтобы вступать в МГП или «РоссТур», новички пойдут в кобрендинг, а к ним присоединятся и те, кто уже состоит в ваших сетях, так как условия в новом проекте покажутся более привлекательными? Сергей Агафонов. Пересечение состава участников проектов будет минимизировано за счёт ежемесячного плана продаж. Кроме того, действующее агентство под брендом МГП или «РоссТур» может вступить в новый кобрендинг только новым офисом. Да, теоретически можно открыть новое юрлицо, но мы будем отслеживать фамилии учредителей, генеральных директоров, главных бухгалтеров. Пересечения отфильтруем. Кроме того, надо учитывать, что в МГП есть много тех, кто по принципиальным соображениям не хочет работать через центр бронирования, а это обязательное условие в нашем кобрендинге. Естественный переход агентств в размере 10 % допустим – это нормально. Мария Слугина. Нашим фрачайзи нет смысла менять вывески «РоссТур» на новые, так как сейчас во франшизе нет взносов и планов продаж, агенты пользуются всеми программами лояльности бесплатно. В кобренде нам интересны независимые агентства, которым нужно весомое имя на рынке и возможность пользоваться проверенными и технологичными инструментами для быстрого старта бизнеса или увеличения текущих показателей. И всё-таки зачем создавать новую сеть в условиях, когда туристический рынок по-прежнему переживает не самые лучшие времена? Наблюдатели уверены, что истинные цели проекта лежат в области торга с туроператорами: мол, комиссионное вознаграждение снижается, отсюда и консолидация агентств, и разговоры про синергию брендов. Против кого дружите? Сергей Агафонов. Не против кого, а во имя чего. Цель любого бизнеса понятна – это зарабатывание денег, и в этом плане мы не исключение. Да, хотим зарабатывать больше. Конечно, некоторые туроператоры пытаются увидеть в наших действиях какой-то подтекст, считая, что мы будем выкручивать им руки и выбивать комиссию. Такие методы слишком примитивны и не работают. Попытки на рынке были, но туроператоры всё равно ведут маркетинговую политику так, как они считают нужным, не обращая внимания на тех, кто пытается ставить им ультиматумы. Мария Слугина. У нас нет такой задачи. Нам интересно выстраивать обоюдовыгодные отношения. Уверена, в рамках нового объединения нам будет что предложить операторам. На правах рекламы