Взрастил и отпустил: примеры spin-off модели в России и США
Что такое spin-off С английского spin-off переводится как отделение дочерней компании от уже существующей. Предположим, есть идея продукта, имеющего большой потенциал развития, но для его продвижения на рынок нужна совершенно иная структура и модель компании: кадровый состав, менеджмент, ценовая политика. Для этого на базе головной организации создается новая, что способствует выгодному взаимодействию: опыт и ресурсы материнской компании как «подушка безопасности» плюс привлечение новых инвестиции без страха потери основного бизнеса. Акулы Уолл-стрит — Меррилл Линч (Merrill Lynch), Голдман Сакс (Goldman Sachs), Морган Стенли (Morgan Stanley) и еще несколько компаний — объединили свои наработки в сфере безопасных сообщений и создали сеть передачи информации между собой. Spin-off в Америке и России Рождение новой компании в рамках существующей — распространенное явление для американского рынка, где подобная реструктуризация происходит постоянно. В нашей бизнес-среде данная практика встречается не столь часто. Связано это и с культурой управления, и с тем, что отечественные компании не так активно нацелены на инновационное развитие. Специфика spin-off состоит в том, что руководитель материнской организации, будучи владельцем доли нового проекта, не занимается им непосредственно, а передает руководство другим сотрудникам. В понимании российских предпринимателей такое делегирование сопряжено с большим риском и противоречит привычке контролировать все самому. Можно сказать, что в Штатах к этому относятся проще: взрастил и отпустил. В России же наблюдается больший контроль со стороны материнской компании, что может замедлять развитие. Spin-off компании, которая хочет выйти на американской рынок, необходимо активно использовать все ресурсы и контакты головной организации. В принципе, механизмы развития обычного стартапа и spin-off схожи и не имеют существенных различий. Важно заранее определить целевые сегменты, изучить специфику США (см. статью про регионы) и на месте провести customer development. Некоторые проекты решают выйти с новым продуктом сразу на американский рынок, в обход российского, однако, это довольно рискованно: гипотеза о востребованности оказывается не подтвержденной. Чтобы убедиться в том, что Штаты — подходящее место для развития вашего проекта, можно обратиться за советом в программу iDM USA Landing. Это поможет избежать ошибок на начальном этапе вхождения на рынок. Пример: Компания GetIntent занимается рекламными технологиями, в частности, созданием SaaS-сервиса для рекламы в интернете. Приехав в Штаты два года назад, руководители поняли, что могут продавать не только сам сервис, но и лицензию софтовой компании, чтобы клиент сам мог управлять своим рекламным бюджетом, и запустили spin-off. Сейчас у них две разные компании, каждая со своей структурой продаж и клиентами, и каждую можно продать по отдельности. Преимущества spin-off Основное отличие и одновременно преимущество spin-off перед обычным стартапом заключается в том, что последний создается с нуля, а spin-off основывается на готовых наработках. Другими словами, появляется возможность добавить инновационную составляющую в уже существующую компанию и стать более конкурентоспособным. В зависимости от задач проекта — это может быть как создание нового направления бизнеса, так и коммерциализация уже имеющихся наработок, — выделяют следующие преимущества модели spin-off: Задача, для которой создается spin-off, обычно отражает реальные проблемы и требования рынка, что повышает шансы на успех. Есть возможность пользоваться наработками и опытом материнской компании: продвижение, каналы дистрибуции, связи, клиенты и т.д. Риск для основного бизнеса минимален, при этом появляются условия для его роста за счет нового выделенного направления. Возможные ошибки: Неправильное распределение сотрудников: например, в материнской компании остаются более опытные специалисты, а развитием spin-off проекта занимаются сотрудники, не привыкшие и не умеющие работать самостоятельно. Материнская компания не дает достаточно автономности spin-off проекту, что впоследствии тормозит его развитие. Заключение Spin-off — хороший инструмент масштабирования существующего бизнеса. Не бойтесь оформлять появившуюся идею в отдельную бизнес-единицу и выделять для этого профессиональных менеджеров. Кадровый резерв в компании должен постоянно восполняться, ведь самое важное в бизнесе — люди. Чем больше выращено специалистов внутри компании, тем лучше будет развиваться бизнес внутри страны и за рубежом. Материалы по теме: Стратегия «дохлой собаки на столе» и другие рекомендации, которые помогут в заключении любой сделк Советы по локализации: «Английского недостаточно, чтобы стать глобальной компанией» «Хочу жить с видом на горы и заниматься любимым делом». Как я сбежала из корпорации в свой бизнес 10 главных финтех-акселераторов Европы Стартапы должны присмотреться к модели spin-off