Зачем нам Harley Davidson? Бишкекчанин делает мотоциклы не хуже
Многие видели по ТВ новости, как чиновники добираются до работы на велосипедах. Делают они это не ради фарса, а во благо Земли-матушки. Давайте тоже как-нибудь психанем и всем Бишкеком устроим день, когда в городе не будет маршруток и такси, — только велосипеды и троллейбусы! А чтобы обдумывать это предложение было легче, почитайте советы Мирзо Муратова, как выбрать правильный велосипед. — Как вы начали делать велосипеды и мотоциклы? — То, чем я занимаюсь, называется "кастомайзинг" — создание чего-либо в единственном экземпляре. На канале Discovery шло очень крутое шоу про дизайнеров, которые должны были собрать мотоцикл за 10 дней и преодолеть трассу в несколько десятков километров. Потом зрители выбирали лучшего, который получил титул чемпиона мира по кастомайзингу. Я мечтаю сделать такой мотоцикл и поучаствовать с ним в Гонке скорости. Она проходит в США и очень грандиозна по своим масштабам. Только подумайте, байкеры со всего мира приезжают туда, чтобы поставить рекорд скорости. Соревнования проходят по нескольким категориям: для винтажных мото, заводских, сборных… Это и подталкивает меня к созданию велосипедов и мотоциклов. Многие люди, узнав, чем я занимаюсь, говорят, что все зря: мол, так не заработаешь. Только здесь фишка не в деньгах, а в азарте. — Где в Кыргызстане учат вручную делать мотоциклы и велосипеды? — Колледж я окончил по специальности "монтаж и техническое обслуживание санитарных систем". Многие говорили: "Ты просто сантехник", но я не вижу смысла отвечать людям, которые предвзято относятся к моей специальности. Уверен, что наличие диплома о юридическом образовании не гарантирует трудоустройство, а умение разбираться в сантехнике всегда поможет прокормить семью. Вообще, эта специальность включает многое. У нас были курсы сварочного дела, на них я тоже записался. Потом на преддипломной практике мне повезло: когда все таскали кирпичи, я "варил" скамейки в университете и сейф для директора (смеется). Основная работа при создании велосипедов и мотоциклов — это сварка и инженерные расчеты. Раньше мы с друзьями делали велики в мастерской после учебы. Они меня и поднатаскали, а сейчас я занимаюсь этим сам. — Что дороже — купить велосипед в магазине или собрать вручную? — Мне часто задают этот вопрос. Не могу ответить вот так сразу, потому что я делаю раму — каркас, а далее цена зависит от комплектующих: колес, педалей… Меня всегда забавляет фраза: "Я думал, тысяч 10-15 стоит". Нет проблем, можно поехать на рынок и купить велосипед за 5-10 тысяч сомов, но сколько он вам прослужит? Развалится же через месяц… Если взять топовые экземпляры велосипедов, то цены на них недоступны среднестатистическому кыргызстанцу. Я хочу оптимизировать цену и качество и пересадить всех на велосипеды. Велосипедист — самый невыгодный для страны человек: он не платит за проезд, не покупает бензин, не платит налог на транспорт. Зато хорошо выглядит и всегда в тонусе. — Где берете запчасти? — У нас много магазинов, где можно найти комплектующие. Раму делаю сам. Кстати, на нее пожизненная гарантия. — Сколько времени занимает изготовление велосипеда и мотоцикла? — Это не делается наобум. Сначала нужно определиться, для чего вам велосипед. Чтобы ездить по горам или просто на прогулку? В зависимости от предпочтений заказчика делаю чертеж, а потом просчитываю все в специальной программе, чтобы конструкция была надежной. Сборка — это уже последний этап. На мотоциклы ставлю защиту. Это для ребят, которые выполняют разные трюки, — чтобы техника не развалилась раньше срока и они не "попали" на дорогой ремонт… В мотоциклы я влюбился с первого катания на старом советском "Урале". Мне было достаточно немного разогнаться, и все — любовь на всю жизнь. Сейчас общаюсь с сообществом мотоциклистов Кыргызстана, вместе готовим один проект. Ну и непосредственно занимаюсь обслуживанием этого вида транспорта. — Какой самый необычный велосипед вы делали? Чтобы прямо "вау"… — Вообще-то они все "вау". Это не заводские велосипеды, которые выпускаются партиями, а сделанный своими руками транспорт. Даю гарантию, вы такой больше нигде не увидите. Многие спрашивают: "Удобно ли ездить в позе креветки?". Просто, видя мой велосипед, люди думают, что он неудобный. Но каждый экземпляр разрабатывается под конкретного человека, при его создании учитываются вес, рост и даже длина рук клиента. — Посоветуйте, как выбрать хороший велосипед в магазине? — Отталкивайтесь от того, для чего хотите его приобрести и сколько времени планируете ездить. Не ведитесь на дорогие бренды и не думайте, что дешево — значит, выгодно. Помните: скупой платит дважды. Средняя стоимость хорошего велосипеда — 15-20 тысяч сомов. Если содержать его в порядке, такой железный друг прослужит от пяти до восьми лет. За велосипедом надо ухаживать так же, как за машиной.