Экономика
Компании
Рынки
Личный счет
Недвижимость
Курсы валют
Конвертер валют
Курс доллара
Курс евро

IT Отечественный IT-рынок сокращается в долларовом эквиваленте, однако растет в рублевом. Это характерно и для Петербурга как второго крупнейшего IT-центра страны. Эксперты говорят, что в 2017 году продолжатся тенденции к росту спроса на отечественные разработки, а также к сжатию бюджетов компаний, выделяемых на покупку IT-продуктов. Юлия Чаюн В Санкт-Петербурге, как и в Москве, работают известные профильные IT-компании, в том числе и западные игроки такие как, например, EMC, Genesys, Veeam. Всего IT-кластер города объединяет свыше 65 крупных компаний. , российский технологический инвестор и предприниматель, отмечает, что в последние годы объем расходов IT-рынка Петербурга оставался стабильным и составляет не менее трети всего российского рынка. "Рынок сократился именно в долларовом эквиваленте, в то время как в рублях -- это одна из немногих отраслей российской экономики, которая показывает устойчивый рост, несмотря на общий экономический спад. Хотя, конечно, можно согласиться с тезисом о том, что если бы вся экономика демонстрировала положительную динамику, рост в IT был бы еще более бурным", -- высказывается господин Черкасов. Впрочем, несмотря на лидирующие IT-позиции в стране, Петербург теряет IT-игроков, которые мигрируют в Москву. Так, за последние несколько лет два крупных IT-дистрибутора, компании Marvel и OCS, перевели основной бизнес в столицу. Как ранее писали СМИ, оба переезда сопровождались конфликтом с . Смерть вне облака Эксперты разнятся в своих оценках того, что будет происходить с рынком IT в России в ближайшее время. Одно ясно: взрывного роста ждать не стоит. По данным экспертов, рынок IT-услуг в России сокращается третий год подряд. В 2016 году объем его составил $4,52 млрд, что на 34% меньше значения 2015 года. В то же время в рублях зафиксирован рост на уровне 4,7%. , генеральный директор сети многофункциональных центров "Мой кабинет", считает, что уменьшение рынка может продолжиться еще в ближайшие год-два. "IT-бюджеты корпоративных клиентов за последний год сократились еще в среднем на 20%. Внимание потребителей IT-услуг более сосредоточено на поддержке уже существующих решений, нежели на внедрении новых. В целях экономии осуществляется частичный отказ от аутсорсинга, многие процессы переводятся под контроль собственных отделов", -- обрисовывает он ситуацию. , генеральный директор ГК "РТЛ Сервис", говорит, что сокращение связано с тем, что в условиях, когда экономика перешла из состояния рецессии в состояние стагнации, все больше компаний вынуждены переходить в состояние "выживания". "В этих условиях бюджеты, направленные на потенциальное повышение эффективности, приходится урезать, чтобы "пересидеть" конкурентов и дождаться возобновления роста спроса", -- поясняет он. По словам Евгения Горохова, исполнительного директора Stack Group, IT-сегмент российской экономики переживает не самые простые времена, но адаптационный период уже на стадии завершения. "В случае отсутствия новых кризисных ситуаций отрасль в ближайшие время сможет выйти на небольшие положительные цифры роста. Одним из драйверов развития IT-отрасли в 2017 году и в ближайшие несколько лет станет повсеместная цифровизация бизнес-процессов с одновременным тотальным переходом на использование облачных технологий, даже для критических информационных систем. Уже сегодня сервис-провайдеры для этих задач развивают защищенные облака в соответствии с 152-ФЗ", -- рассказывает господин Горохов. Если говорить про рынок корпоративных IT-решений и софта, то , сооснователь и генеральный директор Beaver Brothers Digital Agency, думает, что сокращение может идти только у крупных IT-решений, которые не перешли в облако. "Например, рынок BI-решений (BI -- business intelligence) сейчас активно поглощается BI от , которое дешевле и проще в использовании, так как не требует серверов. Вообще, все продукты, которые не перешли в облако, ждет смерть. Даже если мы говорим про крупные корпоративные решения, то в них идет переход на гибридные или частные облака", -- говорит господин Устинов. , заместитель генерального директора петербургской IT-компании "Нетрика", полагает, что в наступившем году продолжится структурное изменение российского IT-рынка. "Медленно, но начинает работать импортозамещение, растет рынок разработки отечественных решений. Появляются новые сегменты -- в частности, принятие закона о телемедицине может запустить процесс формирования принципиально новой для нашей страны ниши. Кроме того, есть сегменты, которые продолжают расти, например, информационная безопасность. Все это происходит на фоне относительно стабильного курса национальной валюты. Поэтому мы ожидаем в 2017 году небольшого, но роста", -- осторожно прогнозирует господин Ильин. Тащить рынок Впрочем, несмотря на то, что доходы падают и все сокращают бюджеты, все же отрасли снижают запросы на IT-продукты неравномерно. Александр Устинов считает, что финансы, строительство, IT-сектор, медицинская сфера будут, безусловно, развиваться "в цифре". "Все сегменты, которым нужны инвестиции в привлечение клиента и стоимость жизненного цикла продукта, будут расти в digital. Автодилеры не умеют работать и в онлайне, и в офлайне, поэтому ждать от них развития в digital не стоит. Плохо работают в digital промышленные предприятия, закрытые строительные холдинги, сидящие на госстройках, и, как это ни прискорбно, образовательные учреждения", -- рассказывает Александр Устинов. По словам Владимира Княжицкого, генерального директора компании "Фаст Лейн" в России и СНГ, юридические лица генерируют намного больший по объему спрос на IT-услуги, но как раз корпоративный рынок менее стабилен. "Добиться ритмичной работы можно, только имея большой пул клиентов. Дело в том, что юридические лица могут отказываться от IT-услуг, пытаясь решать те или иные задачи своими силами. Таким образом, они пытаются сокращать свои расходы, что, кстати, далеко не всегда получается. Поэтому с некоторыми юрлицами у нас работа происходит по схеме: 1. "Давайте работать!" 2. Успешно сотрудничаем. 3. "У нас сокращение, в этом году не сотрудничаем". 4. "У нас ничего не работает, надо срочно вернуться к сотрудничеству!" Физические лица потребляют услуги стабильнее -- у них мало разумных альтернатив, но этот рынок не является для нас основным", -- делится он. По мнению господина Княжицкого, просядет сегмент поставки компьютеров и оргтехники. "В то же время, по моим прогнозам, сохранятся и будут расти бюджеты на облачные услуги, виртуализацию, создание удаленных рабочих мест", -- добавляет он. От искусственного интеллекта до соцсетей По просьбе BG эксперты IT-рынка поделились мнением о том, какие IT-продукты в разных сегментах будут наиболее востребованы в наступившем году. Денис Черкасов считает, что в 2017 году сохранится высокий спрос на защитное программное обеспечение, применение облачных сервисов, решений, автоматизирующих бизнес-процессы, а в инвестиционном тренде остаются искусственный интеллект и интернет вещей. Алексей Ильин говорит, что его компания работает в сегменте информатизации государственного сектора, поэтому он может судить о спросе на этом рынке. "Госзаказчики на федеральном и региональном уровне в 2017 году будут готовы инвестировать в технологии, повышающие качество и эффективность управления. Так, например, происходит в сфере строительства -- в Санкт-Петербурге уже сегодня запущена Единая система строительного комплекса (ЕССК), которая позволяет существенно уменьшить срок всех согласований и количество запрашиваемых документов. Такие системы в 2017 году станут объектом пристального интереса и в других регионах, так как они работают на улучшение инвестиционного климата", -- уверен он. Господин Ильин также привел в пример информатизацию деятельности проектных офисов, которые создаются по всей стране. Например, в рамках работы Проектного офиса продолжает развиваться система поддержки инвесторов: создана информационная среда, где инвесторы взаимодействуют с органами власти через "единое окно". Если говорить о классах продуктов, указывает господин Ильин, то в этом году востребованными в госсекторе будут интеграционные решения, системы бизнес-аналитики, а также системы, обеспечивающие межведомственное взаимодействие. Впрочем, можно обратиться и к более простым материям в IT-сегменте. Эксперты полагают, что есть огромное количество компаний, которые до сих пор не используют полноценно или не умеют в полной мере использовать простые инструменты: сайты, рассылки, соцсети, лендинги; не понимают, как эффективно проводить рекламные кампании в интернете. Те компании, которые умеют работать в интернете, вынуждены осваивать новые инструменты: внедрять eCRM, учиться правильно считать ROI, использовать ботов, работать с контент-маркетингом. Последнее, говорит Александр Устинов, особенно актуально для бизнеса, ведь стоимость медийной и контекстной рекламы в интернете растет, а ее эффективность падает.

Сэкономить на технологиях
Фото: Коммерсантъ в Санкт-ПетербургеКоммерсантъ в Санкт-Петербурге