«Магнит» займется здоровьем
Ритейлер планирует создать аптечную сеть в своих магазинах По данным „Ъ“, компания «Магнит» планирует создать в своих магазинах федеральную сеть аптек. В Краснодаре уже рассматривают резюме кандидатов для четырех первых из них. До конца 2018 года по стране планируют открыть до 5 тыс. точек, вложив в развитие этого направления на начальном этапе порядка 20 млрд руб., утверждают источники „Ъ-Кубань“. Эксперты считают, что компания пошла на такой шаг для ликвидации отставания по динамике выручки и у компании есть все шансы преуспеть в этом бизнес-проекте, завоевав 3—5% российского рынка. По мнению специалистов, инвестиции в развитие сети аптек пока незначительны для «Магнита», выручка которого в прошлом году составила 1,07 трлн руб., поэтому, если конкурентная борьба и вынудит закрыть данный проект, это не скажется на финансовых результатах ритейлера. Один из крупнейших продовольственных ритейлеров России — «Магнит» начал проект создания аптечной сети на территории своих магазинов. На сайте поиска работы hh.ru он разместил вакансии сотрудников для четырех аптек в Краснодаре, первую из которых должны открыть уже в апреле. Компания, в частности, ищет заведующего аптекой, руководителей проектов по форматному ценообразованию, по эталонам аптек, обучению персонала сети, направлению мониторинга продаж. Как писал „Ъ”, развивать этот актив будет Виктор Павленко, который ранее руководил ООО «Ригла-Краснодар» — «дочкой» одноименной аптечной сети, а позже отвечал за продажи в кубанских аптеках тульской сети «Твой доктор». По данным источника „Ъ-Кубань“, компания планирует открыть в магазинах «Магнита» в Краснодарском крае около ста аптек в 2017 году, в стране до конца 2018 года — 3—5 тыс. и вложить на начальном этапе порядка 20 млрд руб. В конце января этого года „Ъ-Кубань“ писал о том, что к действующим на конец 2016 года 14,1 тыс. магазинам в ближайший год «Магнит» планирует добавить еще 1,7 тыс. магазинов формата «у дома» (на 1 января 2017 года работает 10,5 тыс.), 1 тыс. «Магнит косметик» (к текущим 3,1 тыс.), 15 гипермаркетов (к текущим 237) и 25 «Магнитов семейных» (к текущим 194). Общая сумма инвестиций в развитие сети, по данным Агентства новостей розничной торговли (АНРТ), в 2017 году может составить до 105 млрд руб. Сумма 20 млрд выглядит реалистичной целью по инвестициям, считает финансовый аналитик группы компаний «Финам» Тимур Нигматуллин. «В 2016 году „Магнит” потратил на инвестиции около 4,7% выручки против 7,5% у X5. Выручка X5 в 2016 году составила 1,3 трлн руб., CAPEX — 77,3 млрд руб. Выручка „Магнита” — 1,07 трлн руб., CAPEX — 50,1 млрд руб. Поэтому не вызывает удивления отставание „Магнита” по динамике выручки и прочим операционным результатам от основного конкурента. Усиление экспансии в смежные сегменты может стать решением проблемы»,— отметил собеседник „Ъ-Кубань“. По его мнению, в зависимости от размера аптек, доля «Магнита» на российском рынке в этом сегменте может составить 3—5%. «Для такого масштаба деятельности не обойтись без дистрибутора, не исключена также активизация M & A-активности (увеличение количества сделок по слияниям и поглощениям. — „Ъ-Кубань“)»,— считает господин Нигматуллин. «Для „Магнита” затраты в размере 20 млрд руб. незначительные, и даже в случае краха проекта потери не окажут существенного влияния на его финансовую устойчивость»,— считает аналитик «Алор брокера» Кирилл Яковенко. По его мнению, запуск аптечной сети в пилотном режиме позволит снизить риски в перспективе, если конкуренция окажется непреодолимой, но шансы на провал у «Магнита» минимальны. Получить лицензию на этот вид деятельности для гиганта также не проблема, хотя он мог бы привлечь дистрибутора, отметил эксперт. «Прямой конкурент „Магнита“ — X5 собственной сети аптек не имеет, а работает через партнерскую „Сиа интернейшнл”, владеющую брендами „А-мега” (дискаунтер) и „Да здоров” (среднеценовой сегмент), которые представлены в его торговых точках „Пятерочки” и „Перекрестка” соответственно. Еще один крупный игрок розницы — „Дикси” в аналогичном формате работает с сетью „36,6”. „Магнит” решил самостоятельно развивать это направление, что обусловлено желанием диверсифицировать розничный бизнес. На региональном аптечном рынке „Магнит” в перспективе полутора — трех лет может получить 7—10%»,— считает собеседник „Ъ-Кубань“. По мнению учредителя краснодарской сети аптек «Здоровье» Юрия Слепова, «Магнит» за короткое время организует сеть аптек в своих магазинах и станет самым значительным игроком на рынке. «Это логичный шаг, его давно ожидали. Ритейлер имеет отличную логистику, центры распределения, транспорт и возможность платить хорошую зарплату»,— отметил господин Слепов. По мнению эксперта, ритейлер будет закупать лекарства у производителей и иметь большую маржу, чего не могут себе позволить небольшие частные аптеки в соседнем доме. «Постепенно компания их вытеснит с рынка. Небольшим, но устойчивым краевым сетям, как наша, это, наоборот, поможет закрепиться в своей нише. Ассортимент аптек будет на уровне 3—4 тыс. наименований, что позволит удовлетворить спрос любого покупателя „Магнита”»,— заметил собеседник „Ъ-Кубань“. В АО «Магнит» не смогли предоставить комментарий по этой теме. Сергей Лапшин