Операция “Оптимизация”: повышение качества госрасходов – ключ к росту экономики

Министр финансов РФ Антон Силуанов заявил, что за последние годы российский бюджет потерял порядка 100 млрд долларов путем ошибок при вложении государственных средств в банковский сектор. Министр финансов РФ Антон Силуанов По этой причине, Министерство финансов просит у правительства, как можно быстрее заняться ужесточением требований к размещению таких средств в отечественной финансовой системе. Благодаря ненадежным банкам в России пострадало не только государство Ведущий эксперт Экономической экспертной группы Владислав Григоров в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что перед нами действительно серьезная проблема. «В последние годы в России закрылось много проблемных банков, в результате чего пострадал не только отечественный бюджет, но и весь российский бизнес», - заключает Григоров. Поэтому не стоит удивляться, как замечает эксперт, что российский Центробанк проводит сейчас целенаправленную политику, направленную на очищение отечественного банковского сектора от ненадежных или сомнительно себя зарекомендовавших кредитных организаций. Центробанк проводит политику по очищению российской финансовой системы от проблемных банков «Это касается в первую очередь тех банков, которые проводят какие-то сомнительные операции или не удовлетворяют требованиям Минфина и Центробанка», - констатирует Григоров. Минфин ужесточает требования к вложению государственных средств Ввиду всего этого, данная проблема, как считает Владислав Эдуардович, носит системный характер, поэтому не стоит удивляться, что Минфин принимает здесь меры и ужесточает базовые требования к вложению госсредств в банковскую систему. «Ведь фактор финансовой устойчивости банков, куда та или иная государственная структура вложила бюджетные средства, имеет важное значение, поскольку указанные Силуановым объемы потерь носят существенный характер и должны прекратиться», - резюмирует Григоров. Таким образом, Минфин здесь все делает абсолютно правильно, как и то, что ставит этот вопрос на публичное обсуждение, а не пытается его скрыть в собственных директивах. Бюджетные средства на проверку часто тратятся очень неэффективно «Дело в том, что бюджетные средства должны лежать в банках, которые имеют хорошую репутацию и высокий уровень надежности, причем то же самое в первую очередь касается и средств государственных корпораций», - заключает Григоров. Россия не может позволить себе такие потери в эпоху кризиса Кроме того, этот вопрос напрямую соприкасается и с проблемой эффективного вложения бюджетных средств, которая встала во главу в последние годы, когда обвалились цена на нефть, а так же сформировался значительный дефицит федерального бюджета в 3,7 трлн рублей. Проблема здесь заключается в том, что бюджетные средства часто вкладываются неэффективно, тратятся не на те вопросы, что нужно, и, как мы видим, в процессе банально теряются. «Проблема неэффективного вложения государственных средств, и эта ситуация с потерей денег в ненадежных банках, естественно, пересекаются, причем все это можно обозначить, как проблему качества управления государственными активами», - констатирует Григоров. Оборонные предприятия часто расходуют бюджетные средства с большой задержкой Все эти трудности, по мнению эксперта, носят системный характер и должны решаться гораздо более сложными методами, причем речь здесь идет не просто об ужесточении нормативов со стороны Центробанка, Минфина или любого другого российского регулятора. «Например, не раз руководители Министерства финансов акцентировали свое внимание на таком факте, что субсидии, которые выделяются федеральным бюджетом госкорпорациям или заводам Оборонно-промышленного комплекса в рамках Гособоронзаказа, просто не используются. Эти средства предприятия кладут на счета в российских банках, где они, как мы видим, очень долго продолжают лежать до востребования», - резюмирует Григоров. Бюджет здесь теряет значительный объем средств При этом, такие действия в рамках федерального бюджета являются прямыми бюджетными потерями, поскольку деньги из казны выделяются, переводятся на счет предприятий, а они их не тратят, а кладут на свой счет. В результате, государственный бюджет неэффективно расходует очень много денег, что только множит наши экономические трудности. Увеличение качества расходования бюджетных средств может стать одним из драйверов экономического роста «В такой ситуации государственное предприятие в лучшем случае размещает эти средства на свой депозит, но для бюджета – это прямые бюджетные потери, причем все это происходит от крайне некачественного бюджетного планирования, которое должно быть, как долгосрочным, так и среднесрочным вместе с краткосрочным», - заключает Григоров. Все это ведет к прямым государственным потерям, поскольку бюджет может потратить эти деньги на другие проекты или вложить в какие-то облигации, не только сохранив их, но и получив прибыль, а так они просто сидят сиднем на счетах государственных предприятий. «В краткосрочной перспективе необходимо, чтобы актуальные государственные расходы соответствовали ключевым приоритетам актуальной социально-экономической политики, что напрямую соприкасается со среднесрочным планированием, которое должно реализовываться на базе целевых государственных программ», - констатирует Григоров. Поэтому Силуанов справедливо указал на проблемы и на необходимость их решения в как можно более сжатые сроки, поскольку эффективность расходования бюджетных средств может стать одним из драйверов убыстрения экономического роста в России, учитывая то обстоятельства, что порядка 80 процентов экономики у нас имеет государственное происхождение.

Операция “Оптимизация”: повышение качества госрасходов – ключ к росту экономики
© ФБА "Экономика сегодня"