Общественность зацепилась за транспорт

В ОНФ задумались о необходимости перемен в пассажирских перевозках Нижнего Новгорода Нижегородское отделение «Общероссийского народного фронта» (ОНФ) обеспокоено проблемами муниципального общественного транспорта, который уже несколько лет пребывает в незавидном финансовом и техническом состоянии: из-за конкуренции с частными перевозчиками городские предприятия теряют выручку и сотрудников, на дорогах растет аварийность и недовольство пассажиров. Власти Нижнего Новгорода надеются на решение проблем с введением комплексной транспортной схемы, чтобы развести муниципальных и частных перевозчиков, но реализация проекта затягивается. Эксперты ОНФ требуют перемен, впрочем, не предлагая конкретных решений многолетней проблемы, а участники рынка призывают доверить вопрос специалистам и ученым. Ситуацию с работой общественного транспорта в Нижнем Новгороде чиновники, сотрудники муниципальных предприятий и представители бизнеса обсуждали на круглом столе регионального отделения «Общероссийского народного фронта». Взяв слово, сопредседатель регионального штаба Елена Ленина повторила все то, что депутаты комиссии думы Нижнего Новгорода по транспорту говорят на каждом заседании уже несколько лет: общественный транспорт работает с каждым годом все хуже, его состав сильно изношен, муниципальные перевозчики давно в тяжелом экономическом положении. «Изменения назрели, и они должны быть системными и долгосрочными. Хотя мы слышим от власти, что определенные наработки есть, но начала этого движения мы не видим», — отметила госпожа Ленина. Это движение, считают участники встречи, должно начаться с работы комплексной транспортной схемы (КТС), которая исключит дублирующие маршруты. Но гендиректор компании «Ситикард», оператора системы электронной оплаты проезда, Юрий Рябиков отметил, что в федеральное законодательство о транспорте были внесены изменения, которые ставят под сомнение многие пункты КТС. Он призвал собравшихся доверить обсуждение и решение транспортных проблем в Нижнем Новгороде «специалистам и научным кафедрам». Пока процесс внедрения КТС затягивается, частные перевозчики вытесняют с рынка муниципальных, отнимая у них выручку. Кроме того, растет число нелегалов и ДТП, в которых страдают пассажиры, более того, нижегородцы уже стали зарабатывать на этом, отметила Елена Ленина. Начальник отделения технадзора городского управления ГИБДД Михаил Тихомиров говорит, что аварийность увеличивается в основном по вине водителей, которые делают несколько дел одновременно и гоняются друг за другом в борьбе за пассажиров, поскольку их зарплаты привязаны к выручке. Частный перевозчик Дмитрий Каргин считает, что решит проблему путем введения оклада для водителей, и добавляет, что прежде всего нужно бороться с нелегалами: «Некоторые компании, получившие контракт на перевозку по какому-либо маршруту, продают места другим перевозчикам и „крышуют“ их. Выходом из ситуации является муниципальный заказ, когда транспортное предприятие получает средства из бюджета за оказанную услугу». Глава департамента транспорта Нижнего Новгорода Александр Голофастов сообщил, что власти готовы ужесточить правила для частных перевозчиков, новая редакция конкурсной документации на маршруты появится к июню. «Разрабатывается постановление главы администрации, где будут прописаны критерии для перевозчиков. Это более жесткий отбор и требования к подвижному составу», — сказал господин Голофастов. Другим вопросом стало неутешительное положение муниципальных транспортных предприятий, которые уже несколько лет жалуются на тариф на проезд 20 руб., что, по их расчетам, ниже себестоимости поездки. Тяжелее всего в финансовом плане приходится «Нижегородэлектротрансу». «Если в 2014 году мы еще были безубыточны, то сейчас находимся на грани банкротства», — посетовал гендиректор предприятия Максим Дранишников. По его словам, предприятие обновляло парк троллейбусов еще в 2006 году, а большая часть подвижного состава — наследие прошлого века. Состояние трамваев немногим лучше. Электротранспорт пользуется все меньшим спросом, зарплаты персонала падают, многие работники увольняются. Председатель профкома компании Вера Крадинова сообщила, что в 2015 году уволились 910 сотрудников, в 2016-м — 723. По мнению Максима Дранишникова, в трамвайное и троллейбусное сообщение пора привлекать инвесторов. Ситуация в Нижегородском метрополитене пока остается стабильной благодаря запуску станции «Горьковская» и прошлогоднему перекрытию двух мостов на ремонт, рассказал глава предприятия Олег Яушев. Но вагоны метрополитена тоже вырабатывают срок, а капитальный ремонт и запчасти приходится покупать в рассрочку, обращаясь за деньгами к властям, которые не компенсируют расходы на перевозку льготников. Впрочем, со строительством станции «Стрелка» к чемпионату мира-2018 ситуация может выправиться: метро выйдет на окупаемость, если суточный пассажиропоток увеличится с нынешних 120 тыс. до 200 тыс. К каким-либо конкретным выводам о том, как вывести муниципальный транспорт Нижнего Новгорода из тяжелого финансового состояния, участники круглого стола прийти не смогли, но поддержали идею Юрия Рябикова найти специалистов в этой сфере и обратиться за помощью к сотрудникам вузов. Владимир Зубарев

Общественность зацепилась за транспорт
© Коммерсантъ в Нижнем Новгороде