Эксперт: спутниковая навигация позволит снизить цены на перевозку по Севморпути
АРХАНГЕЛЬСК, 29 марта. /ТАСС/. Спутниковые навигационные системы, а также современные беспилотные технологии позволят удешевить перевозку грузов по Северному морскому пути, в том числе отказаться от ледокольного сопровождения судов в летний период. Такое мнение высказал ТАСС бизнесмен, владелец компании "Транзас", а также руководитель рабочей группы "Маринет" Научно-технологической инициативы (НТИ) Сергей Генералов. "Кардинально удешевить перевозки по Северному морскому пути могут только технологии. Когда заранее знаешь и планируешь маршруты, адаптивно меняешь маршрут в зависимости от ледовой обстановки, без использования ледокола", - сказал он, отметив, что в настоящее время даже летом по Севморпути ледокол ведет караван, скорее, "на всякий случай", но этого можно избежать, если знать точную ледовую обстановку. "Если ты знаешь заранее всю ледовую обстановку и заранее просчитываешь маршрут - без ледокола - это сильно снижает стоимость перевозки", - сказал он. Такие технологии требуют использования соответствующего оборудования, способного давать актуальные сведения. Такими технологиями обладают беспилотники, сказал Генералов. "Сейчас основное препятствие - это слабое спутниковое интернет-покрытие. С этим тоже надо что-то делать. Можно, конечно, дождаться, пока "западники" запустят свои проекты, но, возможно, и нашему государству надо что-то с этим сделать", - сказал он. Устойчивое интернет-покрытие позволит в режиме реального времени обновлять ледовые карты и карты погоды, отсутствие этих данных формирует риски и вынуждает использовать ледоколы. Так, тарифы на перевозку грузов дорожают до уровня запретительных. "Сейчас мы находимся в процессе постановки задач. Работаем с основными игроками, которые ходят по северному морскому пути. (Обсуждаем - прим. ред.) Какое нужно и "железо" и софт, чтобы технологически это обеспечить", - отметил Генералов. Он добавил, что ринципиальной является работа с разработками в рамках национальной технологической инициативы и соответствующих рабочих групп - маринет и аэронет. После этого уже потребуется работа с органами власти, добавил он.