Ещё
— сектор рынка —
Рынок сотовой связи в  близок к насыщению, доходы от голосовых услуг у мобильных операторов снижаются. В сложившейся ситуации игроки рынка активно внедряют и развивают дополнительные услуги. Это телевизионный и музыкальный контент, мобильные приложения и мобильная коммерция. Все мобильные операторы, работающие в , отмечают рост выручки в этом сегменте, а аналитики уверены, что именно за дополнительными услугами — будущее рынка сотовой связи.
Правильная передача
По состоянию на конец 2016 года, проникновение сотовой связи в России составило около 178%, услугами мобильных операторов пользуются 257 млн человек. Рост абонентской базы в прошлом году по сравнению с 2015 годом составил всего 2%. По оценкам консалтинговой компании J’son & Partners Consulting, в 2016 году операторы «большой тройки» продемонстрировали снижение выручки от мобильных услуг. Так, этот показатель у  по итогам прошлого года сократился на 2,3%, до 259 млрд руб. Выручка от мобильных услуг в 2016 году составила 295 млрд руб., что на 0,4% меньше, чем в 2015 году, (бренд «Билайн») — 228,8 млрд руб. (-0,2%). В сложившейся ситуации операторы ищут новые источники доходов, напрямую не связанные с оказаниями услуг мобильной связи. Одним из решений стали дополнительные услуги, или, по-другому, VAS-услуги (Value Added Services — услуги, приносящие дополнительный доход).
В России VAS-услуги в сегменте B2C обычно делят на четыре категории: контент-услуги, передача сообщений, мобильный интернет и прочие. В то же время операторы связи сервисы передачи данных зачастую выделяют в самостоятельный сегмент. Услуга оказания интернет-доступа формирует около 30% всего рынка VAS-сервисов и является основным драйвером роста мобильного рынка в целом.
«Выпадение доходов от услуг связи компенсируется ростом выручки от оказания услуг мобильной передачи данных. Данная тенденция характерна как для российского, так и для мирового рынка мобильной связи. В условиях, когда российский рынок мобильной связи близок к насыщению, мобильная передача данных становится одной из ключевых услуг операторов сотовой связи, позволяющих как увеличить общую абонентскую базу, так и компенсировать снижение доходов от традиционных услуг операторов», — отмечают эксперты J’son & Partners Consulting.
«Ключевой услугой стал доступ в интернет с мобильного телефона или смартфона. По нашим оценкам, он занимает до 20% в ежемесячном платеже абонента, а его доля в доходах от VAS — около 70%», — добавляет аналитик «Алор Брокер» .
Финансы на выручку
В перспективе росту доходов мобильных операторов будут способствовать не только услуги интернет-доступа, но и пока не такие востребованные, но все более популярные аудио— и видео-сервисы, а также мобильная коммерция.
Сегодня все операторы «большой тройки» развивают услугу мобильного телевидения. Она позволяет смотреть телеканалы на разных языках мира и с любых устройств: смартфонов, планшетов, ноутбуков, а также с экрана «умного» телевизора, имеющего доступ в интернет. Действительно, мобильным телевидением на сегодняшний день пользуются все больше абонентов. К примеру, к видео сервису «МегаФона» в 2016 году подключилось уже 1,6 млн человек.
Еще одно перспективное направление — мобильная коммерция: операторы развивают партнерство с банками и запускают совместные продукты, такие как банковские карты и денежные переводы. А в прошлом году МТС и «Билайн» начали предоставлять своим абонентам микрозаймы.
Игроки рынка уверяют, что их доходы от мобильной коммерции растут, причем высокими темпами. Так, банковские карты от «МегаФона», привязанные к счету телефона, появились в 2016 году, и по итогам года оборот по ним уже составил 2 млрд руб. Похожую статистику приводит территориальный управляющий самарским кластером ПАО «ВымпелКом» Алик Носов: за последний год число активных пользователей платежной карты «Билайн» увеличилось на 40%, а выручка в четвертом квартале 2016 года по сравнению с третьим кварталом в этом сегменте выросла на 22%. В целом, по словам господина Носова, выручка компании от мобильной коммерции за 2016 год увеличилась на 36,2%, рост числа уникальных клиентов составил 11,2%.
Развивают мобильные операторы VAS-услуги и в других сегментах. «Билайн» в конце 2016 года объявил о запуске приложения Veon, объединяющего функции мессенджера и агрегатора онлайн-сервисов. В России оно должно появиться во втором квартале 2017 года.
По словам директора МТС в Самарской области Александра Меламеда, компания готовит к запуску телемедицинский проект. Пользователи сервиса получат возможность общаться по видеосвязи с докторами, выбирая из более чем 2 тыс. медицинских специалистов одной из федеральных частных сетей лечебно-профилактических учреждений. «Сервис сделает доступными консультации ведущих московских врачей различных специализаций, в том числе для жителей отдаленных регионов страны, небольших городов, сельской местности, где очно можно проконсультироваться лишь с врачами общего профиля или с ограниченным кругом врачей базовых специальностей», — рассказывает господин Меламед.
Несмотря на то, что популярность VAS-сервисов растет, если говорить о доходах в абсолютном выражении, радикальной доли в выручке мобильных операторов они пока не имеют. По словам директора самарского отделения компании «Мегафон» Максима Токаренко, ситуация не изменится, пока число цифровых абонентов не дорастет до 70–80%, когда каждый абонент будет пользоваться дополнительными услугами. «Пока же снижение доходов от голосовых услуг в целом больше роста доходов от VAS-услуг», — отмечает господин Токаренко.
Завидная доля
На сегодняшний день, по оценкам экспертов, VAS-услуги занимают долю в размере 35–40% в общем объеме доходов операторов. «Поскольку рублевый рынок VAS вырос на 12% по сравнению с прошлым годом, а рынок мобильной связи не вырос совсем, то можно считать, что доля VAS-услуг в общей выручке выросла на 12%», — поясняет аналитик группы компаний «Финам» .
По словам Сергея Королева, доля дополнительных сервисов в выручке операторов постепенно увеличивается. «Скажем, еще два года назад она была около 30%, в 2012 году — около 20%. Начался этот тренд еще в 2005–2007 годах, когда мобильные операторы поняли, что ARPU (средняя выручка с абонента. — „Ъ‑ИТ“) расти не будет, что проникновение мобильной связи уже очевидно превысило 100%, что контент-услуги „не взлетают“, и что нужно делать ставку на мобильный доступ в интернет. А абонентская база уже разобрана, доли рынка закреплены между игроками „большой тройки“, и конкурировать можно либо по цене, либо по качеству, либо по дополнительным услугам», — объясняет господин Королев.
Планы на 2017 год у мобильных операторов оптимистичные. «Рынок связи ждут эволюционные изменения. Сотовые операторы, в том числе , начнут формировать новую экосистему мобильных услуг, которая выходит за границы отдельных отраслей. Телевидение, онлайн-музыка, мобильная коммерция и многие другие услуги на базе мобильной связи — вот будущее сотового рынка, которое начнет обретать свои черты в 2017 году», — цитирует пресс-секретаря компании Tele2 J’son & Partners Consulting.
Видео дня. В России растет спрос на загородную недвижимость
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео