Волна протестов дальнобойщиков докатилась до Дальнего Востока

В нескольких городах Дальнего Востока начались протесты дальнобойщиков против системы взимания платы за проезд по федеральным трассам «Платон». Всероссийскую стачку организовало Объединение перевозчиков (ОПР). DV поговорил с участниками акций и изучил мнение сторон конфликта. Часть водителей по всей стране устроили стачку и просто не вышли на работу. В нескольких городах протест принял открытые формы, и колонны фур выстроились вдоль трасс. Больше всего акций на Дальнем Востоке в Приморье — бастуют во Владивостоке, Уссурийске, Находке и Дальнегорске. Также акции проходят в Хабаровске и Благовещенске, рассказал DV координатор ОПР Александр Черевко. Росавтодор сообщил о 27 фурах в Амурской области. Точных данных из других дальневосточных регионов нет. Организаторы заявили о 10 тысячах активных участниках по всей стране. Росавтодор — о 21 регионе. Грузоперевозчики выступают на отмену «Платона» или передачу управления системой от компании, наполовину принадлежащей бизнесмену Игорю Ротенбергу, государству. Также протестующие требуют отказаться от транспортного налога, раз уже есть топливный акциз. На некоторых акциях прозвучали призывы к отставке правительства. «Во Владивостоке преследуют тех, кто выезжает. Кого-то арестовывают, выставляют временные знаки, что запрещена остановка, — рассказал DV дальнобойщик Андрей Украинский. — Кто как бастует: часть в гаражах стоит и просто не выезжает на работу, кто-то стоит вдоль обочин. Вот у меня обрывают телефон по заказам, а я говорю, что не поеду». По его словам, средняя зарплата дальнобойщика в Приморье составляет 35 тысяч. «Эта цифра с „Платоном“ снизилась на 30%», — утверждает Украинский. «Хотелось бы диалога с властью, чтобы первые лица выступили. Абсолютная тишина по всем каналам», — сетует он. 29 марта протестующих в Уссурийске задержала полиция, рассказала DV предприниматель в сфере грузоперевозок Оксана Новосёлова. «Мы встали у придорожного кафе в 500 метрах от Уссурийска. Очень мирно, никто никого не трогал, лозунгов не выкрикивал. Сейчас нас всех разогнали: налетели, доставали людей из машин, заставляли стирать надписи „Нет Палтону!“». По словам Новосёловой, власти не приезжали и не связывались с протестующими: «Никто не вышел и ничего не объяснил. По телевидению фигню крутят, которая никому не нужна». «Я против „Платона“, потому что сбор повышает стоимость перевозок, и в итоге это отразится на потребителях, — утверждает предприниматель. — Мы посчитали: стоимость одного рейса до Благовещенска повысилась на 6−10 тысяч рублей». «А дороги? Ехать вообще невозможно», — возмущена Новосёлова. Четыре года назад предприниматель зарабатывала с одной машины около 100 тысяч рублей. «Сейчас с машины тысяч 20 если есть, то я вообще радуюсь! А у меня куча кредитов и двое детей на шее», — жалуется предприниматель. По её словам, после разгона водителей с обочины трассы дальнобойщики продолжат протест: «Мы платить не будем, будем стоять до последнего. Просто не берём грузы и всё, пока не увидим от властей хоть какое-то шевеление». Перемены на рынке грузоперевозок раскололи дальнобойщиков. Глава профсоюза «Дальнобойщик» Валерий Войтко назвал протесты «пиар-акцией ОПР». Президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин также считает протесты «неправильным подходом». «Большинство дальнобойщиков акцию не поддерживают. Протест по всей России не такой массовый, как его преподносят», — утверждает он. «Кроме „Платона“, есть много других проблем: непорядок на весо-габаритном контроле, осевые нагрузки, аварийность на дорогах. Криками и возмущением эти вопросы не решить. Только в конструктивном диалоге с властью и поправками в законодательство, — подчёркивает Матягин. — Люди привыкли всю жизнь за баранкой сидеть и думать, что управлять государством — это так просто». После встречи с перевозчиками 25 марта премьер-министр Дмитрий Медведев отменил удвоение тарифа «Платон» и дал ряд других поручений Минтрансу. «Надо пытаться развить достигнутый успех», — считает президент «Грузавтотранса». После массовых протестов дальнобойщиков против «Платона» в конце 2015 года в Минтрансе создана рабочая группа. «То есть эти вопросы решаются, но народ не знает, — указал Матягин. — Неоднократно того же Андрея Бажутина (инициатор протестов — прим. DV) приглашали в рабочую группу, но он отказался. А нам нужно объединиться и высказывать свои предложения». Президент «Грузавтотранса» уверен, что «Платон» сделает рынок грузоперевозок прозрачнее. «В России нет данных по логистике, куда какие грузы перемещаются. Система „Платон“ показывает, какие дороги более загружены», — пояснил он. «Платон» также позволит вывести индивидуальных предпринимателей из тени. «В 2005 году в России отменили лицензирование деятельности грузовых перевозок. Нам дали свободу по полной программе, и в отрасли началась махновщина. Грубо говоря, чтобы быть перевозчиком, достаточно просто купить абы какую машину, права, сесть и поехать. Должного контроля нет, рынок перенасыщен, что стимулирует демпинг, — объяснил эксперт. — Многие привыкли налоги не платить, ездить, как вздумается. Столько людей по серой схеме работают, а потом возмущаются, почему дороги такие плохие. Вы же сами их разбили! Надо начинать с себя». Система «Платон» по взиманию платы с большегрузов массой выше 12 тонн за проезд по федеральным трассам действует с ноября 2015 года. В системе зарегистрировано 88% грузовиков. Система собрала в дорожный фонд 22 млрд рублей. По данным Росавтодора, на эти деньги отремонтировали 1000 самых проблемных дорог в 40 городах и регионах России. Первой на Дальнем Востоке средства от «Платона» получила Еврейская АО.

Волна протестов дальнобойщиков докатилась до Дальнего Востока
© Дальний Восток