О чем гудят фуры: уральские перевозчики — против «Платона»
На фоне многотысячного утино-кроссовочного «гулянья», прошедшего в минувшее воскресенье во многих городах России, менее заметной оказалась другая акция протеста, стартовавшая в понедельник, 27 марта. Ее участники совершенно точно не прогуливались, а открытым текстом заявляли о своей причастности к акции и о требованиях. Речь о Всероссийской бессрочной стачке автоперевозчиков. Протестующих можно заметить на обочинах дорог: большие фуры, стоящие без движения, с наклейками, плакатами, флажками или надписями с требованием отменить систему «Платон». На Урале мероприятия, организованные Объединением перевозчиков России, прошли во многих городах, том числе в Екатеринбурге, Сургуте, Челябинске, Кургане, Тюмени и прочих. Формы протеста, избранные активистами, — вполне мирные: автомобильные пробеги (на которые почти нигде не удалось получить разрешение у властей – мол, едущие фуры будут мешать другим участникам движения), а также митинги и пикеты. С их санкционированием тоже далеко не все было гладко. «Автопробег по городу нам власти «зарубили», а митинг предложили проводить вдалеке от города, в лесу, где нас никто бы не увидел – чтобы между собой пошумели и разошлись, — рассказывает местный активист движения Наиль Нигаматуллин. — В итоге сошлись на другой площадке – та хоть за полсотни километров, но все-таки у федеральной трассы, и проезжающие нас видели. Еще когда подавали заявку на акцию, ко мне приходили втроем сотрудники неких структур, из которых лишь представитель полиции показал удостоверение, остальные отказались представляться, даже когда я спросил, кто они и откуда. Предупреждали меня об уголовной ответственности за «смуту», спрашивали о целях. Какие могут быть еще цели, если речь идет о выживании: когда при существующей системе налогов и сборов автоперевозчику трудно наскрести на запчасти, и на жизнь остается не более 20-30 тысяч – что остается? Когда объяснял все это, видел: они все понимают, отводят глаза. Ясно, люди подневольные, их обязали провести эту беседу». В чем же состоят претензии и требования протестующих? Прежде всего, как уже сказано, они выступают за отмену системы взимания платы с грузовиков с разрешенной максимальной массой более 12 тонн, называемой «Платоном». «Она заявлялась как замена транспортному налогу и как способ обеспечить финансирование ремонта дорог, которые «разбивают» тяжелые фуры. Но система убыточна и несправедлива, и по факту стала не заменой, а добавкой к остальным сборам, — считает координатор Объединения перевозчиков РФ Александр Черевко. – Есть акциз на топливо, к которому мы не имеем вопросов: 9 рублей с литра, эти средства безо всяких посредников идут в дорожный фонд и направляются на ремонтные работы на дорогах. Все просто и прозрачно, средства не могут идти на другие цели. Есть транспортный налог, который имеет для грузовика размер от 7 до 40 тысяч рублей в зависимости от региона и мощности. Тут уже начинаются сложности: этот вид налога поступает в региональные бюджеты, которые распределяют деньги по своему усмотрению: на строительство, социалку, прочие нужды. То есть прямой зависимости между уплатой транспортного налога и состоянием дорог нет. Теперь смотрим, что собой представляет «Платон»: до недавнего времени он составлял 1 рубль 53 коп. с километра, в этом году хотели повысить до 3,6 рубля, но потом «сжалились» и утвердили 1,9 руб. Посчитаем – пробег автоперевозчика – от 100 тыс. км (причем неважно, с грузом он идет или «пустой»), значит, в год предприниматель отдает только «Платону» около 200 тыс. рублей, а бывает, и 300 тысяч. Прибавим к этому расходы на прочие налоги, сборы и отчисления, бензин, недешевые запчасти (одно колесо стоит тысяч двадцать, а их у фуры много), ремонт, и на жизнь уже мало что остается, т.к. доход у такого работника – не более пятисот тысяч в год. А какие штрафы? За превышение допустимого веса, которое фиксирует весовой контроль, перевозчика штрафуют на полмиллиона рублей – тот же годовой доход! При этом заработать его можно и неумышленно (внезапное торможение, налипание снега), а отсутствие табло у встроенных весов еще и делает факт фиксации неизвестным для водителя до поры, пока ему не придет уведомление. Зато тот, кто заведомо знает о своем перегрузе – перевозчики наливных, сыпучих грузов, которые не хотели проходить долгую процедуру получения разрешения – те стараются «договариваться» с сотрудниками весовых постов, чтобы объехать встроенные весы по встречной полосе, и им это часто удается». Словом, проблем немало. Неудивительно, что в Сургуте, где власти не согласовали акцию, все-таки собралось два десятка дальнобойщиков, они выставили свои машины на обочине вдоль Тюменского тракта. И когда местная полиция начала производить задержания (задержали почти всех и отпустили из отделения лишь поздно ночью), один из участников протестовал активнее обычного. «Накипело у человека, — поясняет участник событий Владимир Цильцин. – Его отделили от нас, в машине его устроили обыск, вменили ему статью 20.2 как организатору несанкционированной акции. Я сам не плательщик «Платона». Но в перспективе мне это предстоит. Не хочу этого кошмара, поэтому я – с ними. То, что акция была не согласована – так я видел ролики из других городов, где мероприятия разрешили, – и там их огородили, как обезьян, отделили от остальных людей. А мы хотим, чтобы о наших трудностях знали». Кстати, ввиду последних событий в Росавтодоре решили рассказать СМИ о плюсах системы «Платон». «Грузоперевозчики Югры сэкономили на транспортном налоге 282 млн. рублей благодаря системе «Платон», — говорится в одном из пресс-релизов ведомства. – Фактически перевозчики были освобождены от уплаты транспортного налога, если сумма перечисленных ими сборов в дорожный фонд страны за проезд по федеральным трассам превысила или была равна сумме налога. Выпадающие доходы от налоговой льготы в декабре прошлого года в полном объеме были компенсированы региону из федерального бюджета за счет сборов системы «Платон». На сегодняшний день сборы в дорожный фонд страны от системы превысили 22 млрд рублей. Все эти средства направлены на ремонт самых проблемных дорог и аварийных мостов, восстановление которых без «Платона» было бы невозможно в ближайшее десятилетие. Их ремонт значительно повышает безопасность дорожного движения для всех автомобилистов. При этом система работает в интересах всех законопослушных предпринимателей, так как конкуренция на рынке грузоперевозок приобретает цивилизованный характер», — подчеркнул глава Федерального дорожного агентства Роман Старовойт. Александр Черевко скептически относится к этой информации. «Все средства направлены на ремонт – это громко сказано, — утверждает он. – Эти данные легко найти на сайте Минтранса. По договору концессии оператор «Платона» — компания «РТ-Инвест» — получила из этих денег 10,6 млрд рублей за год на установку рамок, содержание офисов и персонала, прочие расходы. А около восьми миллиардов государство перечислило в региональные бюджеты в качестве компенсации за тот самый транспортный налог. Вообще, это странная ситуация, когда частная компания с уставным капиталом 10 тыс. рублей вдруг становится оператором федеральной системы, сразу получает на это большие средства из государственного бюджета (то есть деньги налогоплательщиков). И что касается ремонтирования дорог из средств, собранных «Платоном»: недавняя проверка, проведенная во Владимирской области, показала: половина построенных осенью дорог практически сошла вместе со снегом, то есть в очень плохом состоянии. «По-моему, ни власть, ни большая часть граждан не понимают, к чему приведет эта система, если нее не привести в порядок, — считает Наиль Нигаматуллин. – Будут серьезно расти цены. Взять хлеб: сначала зерно надо привезти на мельницу, потом с мельницы муку – на завод, с завода – в торговые сети: каждый километр будет прибавлять почти два рубля к себестоимости товара, а возложат эти издержки на потребителя. Сегодня в Екатеринбурге обычный тариф за перевозку фурой – 44 рубля за километр, но это уже невыгодно, так что думаю, частный бизнес будет задушен. А оставшиеся крупные игроки взвинтят тарифы – перевозка будет стоить более сотни рублей за километр. Это сегодня мы пока можем купить булку хлеба и литр молока на 100 рублей – через некоторое время понадобится вдвое большая сумма». Следует добавить, что поскольку в системе автоперевозок накопился целый ворох проблем, отмена «Платона» стала не единственным требованием протестующих автоперевозчиков. Требуют также отменить транспортный налог, скорректировать нормы режима труда и отдыха перевозчиков, норм весогабаритного контроля, дать четкое обоснование акцизов на топливо. Отставка правительства РФ за неэффективную внутреннюю экономическую политику и высказывание недоверия президенту страны как гаранту конституционных прав граждан – об этом тоже говорили на митингах и пикетах. При этом участники подчеркивают: акции организованы исключительно дальнобойщиками и преследуют цели защиты их прав. На днях председатель Совета Федерации ФС РФ Валентина Матвиенко сказала по поводу воскресных «гуляний»: — «Власть не должна просто констатировать либо делать вид, что ничего не происходит. Все представители власти – депутаты, сенаторы, органы исполнительной власти в регионах, должны встречаться с людьми, понимать, что их волнует и обсуждать способы решения этих вопросов». Ну что ж, это нормальный сценарий. Главное, чтобы встречи и обсуждения в итоге приводили к желанному результату – решению проблем. Фото с сайта Объединения перевозчиков России и с портала in-news.ru