Северная верфь заняла очередь в Cбербанк
Проект реконструкции производства стартует с новой ценой ПАО "Судостроительный завод "Северная верфь"" возобновило процесс реконструкции, прерванный год назад из-за нехватки средств. Предприятие объявило тендер на проведение первого этапа работ стоимостью 6 млрд рублей: отказ федерального правительства финансировать работы из бюджета сократил в полтора-два раза первоначальную цену проекта в 31 млрд рублей. Исполнитель контракта определится 20 апреля. Денег на реконструкцию по-прежнему нет, но предполагается, что их предоставит Сбербанк: завод готовит финансово-экономическое обоснование возврата кредита. Петербургский судостроительный завод "Северная верфь" объявил конкурс на проведение первого этапа реконструкции производства стоимостью 6,3 млрд рублей, информация размещена на электронной торговой площадке fabricant.ru. Победитель тендера должен будет приступить к возведению современного комплекса крупнотоннажного судостроения в апреле, сдача работ запланирована на 3 декабря 2018 года. Строительная компания установит стапельную плиту, построит над ней эллинг высотой 73,3 м, смонтирует внутри крановое оборудование, необходимое для постройки судов длиной до 250 м. Контракт предполагает строительство сооружений для санитарно-бытовых помещений, кладовых и вспомогательных цехов. Кроме того, исполнитель контракта построит для Северной верфи дороги и энергетическую инфраструктуру. Объединенная судостроительная корпорация (ОСК), в которую входит Северная верфь, анонсировала создание на территории завода современного комплекса для строительства крупнотоннажных судов еще в конце 2015 года. Финансирование планировалось привлечь по одной из федеральных целевых программ. Проект поделили на четыре этапа, которые должны были занять период с 2016 года до 2024 года. Расчетная стоимость первых трех этапов составляла 31 млрд рублей, цена четвертого не раскрывалась. Но весной 2016 года кабинет министров отказал ОСК в выделении бюджетных средств на модернизацию, после чего начались переговоры со Сбербанком. По словам собеседника "Ъ" в ОСК, банк готов сотрудничать с корпорацией, но для получения кредита верфь должна предоставить производственный и финансовый план на ближайшие несколько лет. "Банку нужно понимать, откуда завод возьмет деньги, которыми будет гасить кредит", -- объяснил собеседник "Ъ". Отказ правительства финансировать реконструкцию из бюджета заставил ОСК изменить концепцию проекта. Вместо сухого дока, который планировалось строить полтора года назад, решено положить у Западного причала верфи стапельную плиту, накрытую эллингом. "Стоимость реконструкции снижена в полтора-два раза", -- сказал собеседник издания на Северной верфи. Теперь она составит 15-20 млрд рублей. Северная верфь в последние годы испытывает финансовые трудности. Из-за санкций германские и украинские поставщики не поставили предприятию силовые установки для нескольких военных кораблей, и завод не может сдать их Министерству обороны. До недавнего времени в России не производили двигатели для крупных кораблей: в СССР их производство было локализовано в украинском Николаеве. В 2017 году выпуск силовых установок должно запустить рыбинское НПО "Сатурн". Завод также долгое время не мог сдать вспомогательные суда по проекту 23120 для ВМФ (подробнее "Ъ" от 08.02.2017). Свою роль играет и зависимость предприятия от гособоронзаказа. Новые правила расходования денег по оборонным контрактам предписывают хранить деньги на специальных счетах без права их расходования на нужды, не связанные напрямую с использованием оборонного контракта. Соответственно, использовать эти деньги для модернизации нельзя. В феврале генеральный директор Алексей Селезнев вернулся в Астрахань на должность директора Астраханского судоремонтного завода -- филиала северодвинской "Звездочки". У руля Северной верфи встал вице-президент ОСК по военному кораблестроению Игорь Пономарев. Модернизация завода имеет стратегическое значение для выполнения нескольких федеральных проектов. В Петербурге ведется разработка атомного ледокола "Лидер" мощностью 110 МВт. Для сравнения, строящиеся на Балтийском заводе атомные ледоколы ЛК-60Я -- "Арктика", "Сибирь" и "Урал" -- обладают мощностью 60 МВт. Сегодня ни одно судостроительное предприятие Петербурга не обладает мощностями для производства "Лидера". Реконструкция Северной верфи позволит ей сварить корпус ледокола и отправить "Лидер" для достройки на Балтийский завод, обладающий компетенциями в атомном судостроении. Герман Костринский