Битва за Север: что ждет Арктику

На этой неделе столицей политического диалога в России стал Архангельск. Крайний Север сегодня - территория всеобщего интереса. Амбиции, связанные с освоением Арктики, есть у многих: России, США, Канады, Норвегии, Швеции, Дании, Исландии, Финляндии и даже у Китая. Не просто так говорят: кто владеет Арктикой, тот владеет всем миром. Ведь лед скрывает не только невероятное количество углеводородов, но и другие полезные ископаемые. Сводка о нынешнем этапе битвы за Арктику у корреспондента телеканала «МИР 24» Анны Бажайкиной. Экспедиция «Арктика 2007». На дне Северного Ледовитого океана, на глубине 4000 метров ученые установили российский флаг. Но за десять лет мировое сообщество так и не решило, чей же хребет Ломоносова. Это продолжение Евразийского материка, то есть он российский? Или затопленная часть Гренландии, как считают в Дании? «Чтобы инвестиции были успешными, важно создать некую правовую рамку, которая будет обеспечивать эффективное управление этими процессами, равноправное сотрудничество. Это все возможно, только если регион продолжит управляться в соответствии с международными принципами законодательства. И мы смогли добиться этой цели, несмотря на наши разногласия», - заявил министр иностранных дел Дании Андерс Самуэльсен. Международное законодательство о котором говорил Самуэльсен на Арктическом форуме - Конвенция ООН по морскому праву. Еще 35 лет назад решили: экономические границы прибрежных государств - это 370 километров от своих берегов. В пределах только этой зоны можно разведывать и добывать природные ресурсы. Сейчас у России самый большой сектор — около трети всей площади арктического шельфа. «Сейчас внимание к Арктике возрастает. Она становится местом пристального внимания стран и народов, а также регионом, от которого зависит климат планеты и, конечно, территорией с колоссальными экономическими возможностями и потенциалом», - заявил президент РФ Владимир Путин. Даже по приблизительным подсчетам, в недрах Арктики - больше 30% мировых запасов природного газа и около 13% неразведанных запасов нефти. В Кольской провинции - медно-никелевые руды, титан, железо, алмазы, золото. На Таймыре - платина, молибден и, опять же, золото. Спасти Байкал Что грозит уникальному озеру? Только на участке шельфа, где располагается хребет Ломоносова, - почти пять миллиардов тонн углеводорода. За право разрабатывать его Россия борется больше 15 лет. В ООН дважды подавали заявки, но их отклоняли с формулировкой недостаточно геологической информации. Еще одну попытку Москва планирует сделать этим летом. На форум «Арктика - территория диалога» приехало в три раза больше гостей, чем предполагали организаторы. Кроме представителей Канады, США, Норвегии, Финляндии, в обсуждениях участвовали делегации из географически далеких от Арктики Китая, Сингапура, Франции, Индии. «Поскольку здесь потенциал большой и огромный поток инвестиций, которые будут осваиваться в ближайшие 20 лет, Китай и другие страны проявляют большой интерес. Это обмен технологиями и развитие инфраструктуры», - сообщил министр энергетики РФ Александр Новак. «Конечно, все хотят этот кусок получить. Но есть еще одна проблема. Денег в мире много, а капиталов не хватает. Большая часть активов носит фиктивный характер - они ничего не стоят. В этой ситуации можно разместить деньги в то, что можно пощупать - дома, сельхозугодья, месторождения. Те у кого месторождений много, будут чувствовать себя лучше всего. Причем не обязательно их оттуда доставать, участок можно продать на аукционе, кто-то поставит свой флаг, и под него будут брать кредиты», - рассказал политолог Михаил Хазин. Арктика для России - еще и удобный морской коридор. Альтернатива ему - артерии, через Суэцкий или Панамский каналы. Разница очевидна. К примеру, расстояние от порта Мурманска до порта Йокогама в Японии через Суэцкий канал - почти тринадцать тысяч морских миль, северным морским путем - в два раза меньше. Северный морской - транспортный коридор для России, своего рода «Шелковый путь». С каждым годом растет количество желающих перевозить грузы с континента на континент именно по Ледовитому океану. Развитие северного морского пути может дать не только новые рабочие места, но развить инфраструктуру Арктики, а значит, и повысить уровень жизни местного населения. Проблема серьезная. Романтика Севера сегодня не многих прельщает. За последние пять лет отсюда уехали 130 тысяч человек. Причины простые: суровый климат, дорогие комунальные услуги и продукты. А вот туристы готовы платить больше ста тысяч рублей за то, чтобы встретить рассвет во льдах и попробовать поморскую кухню «Больше всего нравится выпечка, от нее все в восторге. Калитки с картофелем, с ягодами, расстегаи с треской, селедкой беломорской», - поделился Сергей Хвиюзов. На развитие Арктики из российского бюджета планируют выделить больше двухсот миллиардов рублей. Цель - повысить престиж.