Из Ижевска в виртуальную реальность: как стартап BoxGlass развивает VR вместе с Google
Из съемной квартиры в Ижевске можно улететь в открытый космос, а из душной университетской аудитории телепортироваться на другой континент. Скоро все это станет возможным благодаря виртуальной реальности, которую создают не только корпорации вроде Google или Sony, но и небольшие стартапы. Разработчики из Ижевска придумали картонные очки BoxGlass — аналог Google Cardboard. Как бизнес, начинавшейся с копирования идеи IT-гиганта, нашел свой путь? До 2014 года генеральный директор Box Glass Игорь Мельников продавал бетон, технический директор Дмитрий Демаков оценивал качество образования, а директор по маркетингу Александр Копанев до работы в BoxGlass занимался оценочной деятельностью. Переломным моментом для троих друзей, которые уже давно следили за миром высоких технологий и выбирали свою нишу, стал май 2014 года — презентация VR очков Google Cardboard. Несмотря на незамысловатую форму – смартфон внутри картонной коробки — они стали очень популярны именно из-за гениальной простоты использования и низкой цены (сегодня продано уже более 10 млн устройств). Ижевские предприниматели решили создать собственную модель, похожую на Cardboard. Люди будут лениться мастерить Cardboard самостоятельно, нарезать картон, покупать лупы (а купить линзы отдельно было невозможно) — почему бы не организовать массовое производство очков, которые, в отличие от оригинальных очков Google, не надо будет клеить и собирать, а достаточно будет только разложить? Прототип Boxglass технически был сделан по развертке от Goоgle, а практически — от ижевской пиццы: каркас склеили из картонной коробки. Линзы вытащили из лупы с необходимым диаметром и фокусным расстоянием, а сам конструктор нарезали на концерне «Калашников» (у знакомого основателей BoxGlass стоял лазер для резки). Напечатать и вырубить конструктор согласилась одна из местных типографий. Прототип обошелся в 600 рублей, его сразу же испытали с приложением «американских горок». За первой версией последовали новые экспериментальные варианты устройства. Например, знакомые предпринимателей отмечали, что обычный картон в России отпугивает покупателей, — вскоре у BoxGlass была версия с цветной печатью и ламинацией. Также, например, конструкцию адаптировали и для тех, кто носит обычные очки — в VR-очки встроили прорези на боковой стороне, которые при необходимости можно отогнуть. Но главным преимуществом ижевских инженеров должна была стать дешевизна VR-очков. Google Cardboard из картона сегодня стоит от 600 до 1200 рублей, из пластика — от 1500 до 5000 рублей. Цена на Boxglass сейчас примерно такая же: от 600 за картонную модель и до 5 000 за пластиковую с регулируемыми линзами и большим углом обзора. Основатели Boxglass изначально сделали ставку на покупателей, которые слышали о VR-очках как об интересной новинке, но были готовы попробовать виртуальную реальность только за небольшие деньги. Но расчет не оправдался — массовые продажи раскрутить не удалось. В октябре 2014 года команда BoxGlass отправилась на выставку «Игромир». Продать удалось все привезенные картонные VR-очки (около 250 штук), так что предприниматели решили заказать большую партию — около 3500. Однако BoxGlass не смог договориться с розничными сетями, а продажи на собственном сайте и через соцсети — без активных инвестиций в рекламу — оказались не слишком успешными — за полгода реализовать удалось только около 550 очков. До 2015 года создатели BoxGlass продолжали рассказывать о VR-очках с более удобной конструкцией знакомым и друзьям, но каждый месяц убытки только росли. В августе 2015 года к ижевскому стартапу обратилась компания «Мобаил Эдженси», которая делала VR-приложение для автопроизводителя Ford — BoxGlass получила заказ на брендирование 4 000 очков. Ford презентовала новую модель Fiesta и придумала мобильное приложение, в котором водитель может протестировать автомобиль в VR-поездке в Барселоне, Париже и Риме. В Москве, Санкт-Петербурге и Казани Ford бесплатно раздавал картонные очки всем, кто прошел тест драйв автомобиля. BoxGlass получил за проект около 900 000 рублей, прибыль составила около 400 000 рублей. «Это была самая крупная продажа очков за год работы, и мы поняли где «собака зарыта«», — вспоминает Игорь Мельников. С тех пор BoxGlass сконцентрировалась именно на брендировании устройств для мобильного VR. На B2B-продажи в выручке BoxGlass теперь приходится около 90%. Маржинальность продаж в этом сегменте в среднем составляет 50-70%. Производство брендированной версии, с полноцветной печатью и разнообразными дизайнерскими решениями стоит в два раза дороже фирменных Box Glass Material. При b2b-заказе менее 500 штук создатели BoxGlass просто прикрепляют наклейку на белые очки. Теперь BoxGlass работает по такой схеме: сначала определить дизайнера — от компании или от заказчика, затем — заказать печать и вырубку очков у все того же давнего партнера-типографии. Сборкой и комплектацией участники команды проекта занимаются на съемной квартире, там же находится склад. Вся жизнь и почти все работники стартапа, кроме генерального директора, находятся в Ижевске: это позволяет экономить на зарплате, аренде офиса и прочих накладных расходах. Производство в Ижевске тоже дешевле. Весь товар транспортируют самолетом. О стартапе в основном узнают на специализированных выставках и конференциях. 4000 VR-очков BoxGlass поставила для «Яндекса» — для презентации нового сервиса в сфере телефонии. Для этого проекта пришлось переделать часть партии. На производство отправили файл с логотипом в формате не для печати, а после его адаптации в типографии он оказался немного вытянутым. В Ижевске этого не заметили, а «Яндекс» вернул 1500 очков на «переделку». Затем еще 2000 очков заказал Burger King. В Казахстане Burger King вкладывает VR-очки в детское меню, в рекламной кампании показывают приложение Google Expedition, в котором дети могут оказаться в любой точке мира. BoxGlass также поставлял очки для ГМИИ им. Пушкина (музей открыл свои экспозиционные залы для виртуальных прогулок), а также для Mail.Ru Group — интернет-холдинг в честь дня рождения компании в 2016 году раздавал очки виртуальной реальности в качестве подарка. А на форуме в Иннополисе с очками BoxGlass сделали один из первых массовых кинопоказов в формате виртуальной реальности. На каждом из таких заказов ижевская компания зарабатывает несколько сотен тысяч рублей, из которых в прибыль компании идет не менее 70 000 — 150 000 рублей. Самым крупным заказом ( 1,2 млн рублей) остается поставка 15 000 VR-очков дистрибьютору в Азербайджане — одна из местных компаний оборудовала стойки BoxGlass в двух крупнейших торговых центрах Баку. Несколько заказов у ижевского стартапа есть даже с российским Google. Однажды в московском офисе закончились Google Cardboard, а VR-очки срочно были нужны для показа на одной из встреч, говорит Мельников. Затем Google купил партию очков версии и Boxglass Material — компании было важно показать то, как VR-очки могут работать для акций и мероприятий. Google не ставит целью зарабатывать на картонных очках, задача проекта Google Cardboard — сделать VR популярнее и в дальнейшем позволить Google зарабатывать на сервисах, рассказывал в интервью Forbes Андрей Дороничев, глава VR-приложений Google. Ижевский старатап решил в поиске бизнес-идеи не изобретать велосипед, а присмотреться к интересам крупнейших IT-компаний — Google, Facebook, Sony, Microsoft и других. «Мы решили запрыгнуть в этот разгоняющийся поезд под названием VR, — говорит Мельников. — Мы понимаем, что как стартап мы можем быть куда более проворными, чем крупные корпорации. Виртуальная реальность — это действительно новый рынок, на котором хоть и присутствуют крупнейшие игроки, но будут в дальнейшем и стартапы». В 2016 году компания BoxGlass произвела 35 000 VR-очков, в 2017 году планирует увеличить их число до 150 000. Впрочем, с падением цен на более сложные VR-устройства (в первую очередь, VR-шлемы вроде Oculus Rift) картонные очки станут прошлым веком, соглашаются основатели BoxGlass. Поэтому теперь они переходят к производству своего контента. Уже в работе приложение для демонстрации квартир в VR для одного из ижевских застройщиков. В 2017 году половина выручки придется на новые приложения (для этого направления основана новая компания, Latum), надеется Мельников. Одним из направлений станут образовательные VR-приложения. «Ученик вуза или школы сможет совершить полет в открытый космос, изучить географию при помощи телепортации или изучить строение организма человека от костей до кожи с эффектом погружения, — только надо будет надеть очки виртуальной реальности», — говорит предприниматель. Создатели BoxGlass и дальше рассчитывают идти по дорогам, проторенным корпорациями. Сейчас компания разрабатывает аналог устройства DayDream — новые очки виртуальной реальности Google, в тканевом корпусе, со вставками из пластика и резины и съемным лицевым вкладышем (пока DayDream работает только со смартфонами Pixel). BoxGlass рассчитывает выпустить свой удобные гаджет для мобильного VR, за те же $79, что и у Google, но с линзами собственной разработки и тоже с более простой конструкцией, говорят основатели ижевского стартапа. Глобальные игроки, видимо, не против все большей активности последователей среди российских стартапов. «Daydream — он вообще-то о том, чтобы предоставить покупателям выбор. Поэтому мы работаем тесно со многими партнерами, которые разрабатывают собственные версии Daydream-ready телефонов, VR-очков и контроллеров», – говорит Андрей Дороничев о стартапах, которые пользуются технологией его компании. Читать также: Виртуальное касание: как уфимские разработчики пытаются завоевать рынок VR-контроллеров