Петербургский метрополитен. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. 3 апреля 2017 г. в Петербургском метрополитене прогремел взрыв. Станции "Технологический институт" и "Сенная площадь" закрыты на вход и выход. По предварительным данным погибли 10 человек. Петербургский метрополитен - система скоростного внеуличного транспорта Санкт-Петербурга. Управляется одноименным государственным унитарным предприятием (ГУП). До 1 июля 1992 г. предприятие носило название Ленинградский метрополитен. История системы В 1938 г. инициативу строительства метрополитена в Ленинграде выдвинул председатель Ленгорсовета Алексей Косыгин, в том же году Главное архитектурно-планировочное управление (ГлавАПУ) исполкома Ленсовета составило перспективную схему развития городского транспорта, включавшую метро. Проходка тоннелей начались в апреле 1941 г. Однако в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. строительство было законсервировано и возобновилось только в 1946 г. Первая очередь метро от станции "Автово" до станции "Площадь Восстания" с восемью станциями, протяженностью 10,8 км, была открыта 15 ноября 1955 г. (ныне участок входит в Линию 1). В апреле 1961 г. введена в эксплуатацию первая очередь Линии 2 от "Парка Победы" до "Технологического института". В 1967 г. заработала первая очередь Линии 3 от "Василеостровской" до "Площади Александра Невского". В декабре 1985 г. введена в эксплуатацию первая очередь Линии 4 от "Площади Александра Невского" до "Проспекта Большевиков". В сентябре 1997 г. заработал новый участок в составе Линии 4 (ныне - в составе Линии 5) от "Садовой" до "Чкаловской". В 2008 г. открылся первый участок Линии 5 от "Звенигородской" до "Волковской". Ввиду сложностей с открытием станции "Спасская" присоединение к новопростроенному отрезку уже действовавшего участка "Комендантский проспект" - "Садовая" произошло позднее, в марте 2009 г. Начиная с 2013 г., в период с апреля по ноябрь, на время разводки мостов организуется ночное движение поездов на участке "Адмиралтейская" - "Спортивная" по выходным и праздничным дням. Планы развития В настоящее время строятся новые станции на Линии 3 - "Новокрестовская" и "Беговая" и Линии 5 - "Проспект Славы", "Дунайская", "Шушары" (планируемая сдача в эксплуатацию - 2018 г.). После 2020 г. будет открыт участок Линии 4, который включит в себя станции "Театральная", "Горный институт", "Гавань" и "Морской фасад". После этого планируется начать строительство Линии 6 из шести станции - от "Каретной" до "Юго-Западной". Статистика Метрополитен - самый популярный городской вид транспорта в Санкт-Петербурге; он осуществляет 40% перевозок городского транспорта. - По состоянию на апрель 2017 г., Петербургский метрополитен включает шесть электродепо и 67 станций на пяти линиях общей протяженностью 113,52 км. - 10 станций построены по схеме "горизонтальный лифт" (они не имеют боковых посадочных платформ, пассажиры попадают в поезд из центрального зала через проемы с автоматическими дверями). - На станциях действуют 263 эскалаторов. - Средняя скорость движения поездов - 39,02 км/ч. - Система в среднем перевозит в сутки 2,03 млн человек. Всего в 2015 г. (данные за 2016 г. не публиковались) перевезено более 741 млн человек, по этому показателю Петербургский метрополитен занимает 4-е место в Европе после метро Москвы, Парижа и Лондона, и 18-е место в мире. - Самая протяженная - Линия 2 (30,1 км), самая короткая - Линия 4 (11,2 км). - Самая глубокая в Петербурге и в целом в России станция метро - "Адмиралтейская" (86 м). - Самый длинный перегон - "Площадь Александра Невского" - "Елизаровская" (4 км), самый короткий - "Владимирская" - "Площадь Восстания" (848 м). - Самые загруженные станции (пассажиропоток превышает 2 млн человек в месяц) - "Площадь Восстания", "Проспект Ветеранов", Московская", "Купчино", "Проспект Просвещения", "Пионерская", "Ладожская", "Василеостровская" и "Площадь Ленина". - Численность сотрудников предприятия - около 14 тыс. 500 человек. Подвижной состав В метрополитене насчитывается порядка 1 тыс. 700 вагонов. Эксплуатируются четыре основных типа вагонов. Это модернизированные на петербургском заводе "Вагонмаш" вагоны Ема-В.1 и Ем-В.1; вагоны 81-540/541 (конструктивный аналог 81-717/714, которые используются в московском метрополитене) и их модификации производства того же "Вагонмаша". Также эксплуатируются вагоны моделей 81-556/557/558 "НеВа", разработанные совместно "Вагонмашем" и Skoda Transportation ("Шкода транспортейшн", Чехия) и вагоны типа 81-722/723/724 "Юбилейный" совместной разработки завода "Метровагонмаш" (Мытищи, Московская обл.) и Октябрьского электровагоноремонтного завода (Санкт- Петербург). Оплата проезда В настоящее время для оплаты проезда используются жетоны (стоимость одной поездки - 45 руб.), бесконтактные смарт-карты разных типов, а также банковские карты с технологиями MasterCard PayPass и Visa PayWave ("Мастеркард пэйпасс", "Виза пэйуэйв"). Руководство Начальник Петербургского метрополитена с января 1990 г. - Владимир Гарюгин. Официальный сайт - http://www.metro.spb.ru/ Техногенные аварии и ЧП До 3 апреля 2017 г. в Петербургском метрополитене произошло только одно ЧП, приведшее к жертвами, а также два крупных происшествия. - 8 апреля 1974 г. при строительстве перегона между станциями "Лесная" и "Площадь Мужества" произошло затопление плывуном около 1 км тоннеля. На поверхности земли образовались провалы, были повреждены несколько зданий. - В 1995 г. почти в том же месте, на действующем перегоне между "Лесной" и "Площадью Мужества", произошел размыв - плывун снова начал затапливать тоннели. 4 декабря 1995 г. движение поездов на аварийном участке было прекращено, линия оказалась разорвана. Ликвидировать последствия аварии и восстановить движение удалось только к 26 июня 2004 г. - 10 июня 1999 г. произошло обрушение бетонного козырька павильона станции "Сенная площадь", в результате чего погибли семь человек.