Кто из туроператоров платежеспособен?

Минкульт требует к ответу К 15 апреля все туроператоры должны сдать в Ростуризм отчётность за 2016 год, и незадолго до этой даты Минкульт преподнёс им сюрприз. Издал приказ, согласно которому производители туруслуг обязаны помимо прочих сведений представить свои показатели финансовой устойчивости. Этот документ трактуется в отрасли разноречиво. Давайте рассмотрим практическую сторону дела: чем обернётся для рынка нормативный акт Минкульта в ближайшей и среднесрочной перспективе. Какая маржа? Скажем прямо: приказ Минкульта сильно сбил всех с толку. Потому что в нём фигурирует новый для нашей отрасли термин, взятый из практики страхового бизнеса, – «маржа платежеспособности». Многие думают, что маржа платежеспособности – это разница между конечной ценой продукта и его себестоимостью. На самом деле (!) это соотношение собственных средств компании и принятых ею на себя обязательств. Под собственными средствами в данном случае понимаются уставный капитал туроператора, добавочный и резервный капиталы (если таковые имеются, что вряд ли), нераспределённая прибыль за отчётный период и другие периоды. А принятые туроператором обязательства – это его общегодовая цена турпродукта. Минкульт установил нормативный показатель маржи платежеспособности для производителя туруслуг: 7 %. Таким образом, если гипотетическая компания за 2016 год наторговала на 100 млн руб. и её собственные средства (те самые капиталы и прибыли) при этом составляют 7 млн руб., то она соответствует нормативу министерства. Только не спрашивайте, откуда взялась именно такая цифра – 7 %. Ответа нет. Можно высказать версию, что авторы приказа ориентировались на размер туроператорских фондов персональной ответственности, формируемых при «Турпомощи». Как известно, в этих фондах у производителей туруслуг, работающих на выездном рынке, со временем должна накопиться сумма, равная 7 % от среднегодовой цены турпродукта. Кстати, по мнению экспертов, взносы в оные фонды следует относить к тем самым «собственным средствам» для исчисления маржи платежеспособности. «Мы постарались донести это предложение до Министерства культуры», – говорит Анна Подгорная, гендиректор туроператора «Пегас». Норматив не из этой жизни Теперь вопрос: смогут ли туроператоры в своей отчётности за 2016 год показать фактическую маржу платежеспособности на уровне норматива? Большинство не сможет, полагают практики рынка и юристы. Каковы будут последствия? Ростуризм не примет такой отчётности? «Примем с теми показателями, какие есть», – говорит Изо Арахамия, начальник правового отдела Ростуризма. Георгий Мохов, учредитель юридического агентства «Персона Грата», отмечает, что правовые последствия несоответствия фактической и нормативной маржи платежеспособности нигде не прописаны. «Полагаю, что на данном этапе данный критерий можно считать статистическим, введённым для оценки рынка, – комментирует эксперт. – Но со временем норматив Минкульта могут сделать для туроператоров обязательным, и его несоблюдение станет основанием для исключения из Федерального реестра». Такого же мнения придерживается президент «Натали Турс» Владимир Воробьёв. Для этого потребуется внести изменения в отраслевой закон, в гражданский и другие акты, добавляет Анна Подгорная. Так что процесс будет небыстрым. Центробанк приглашает… Сейчас новые требования к отчётности туроператора вызывают у многих непонимание и негатив. «Нормативные акты далеки от реальности, их авторы живут в своем мире, – говорит адвокат Сергей Топурия. – Всё это может плохо закончиться. По моим прогнозам, к концу этого года у нас будет «самодеятельный туризм» – туроператоры уйдут в Интернет». А вот Анна Подгорная не разделяет пессимизма: «Инициатива Минкульта в перспективе может содействовать стабилизации рынка. Если норматив маржи платежеспособности станет обязательным, то туроператоры должны будут повышать объём собственных средств. При этом очевидно, что наращивать уставный капитал – не есть хорошо, поскольку деньги не работают. А вот увеличивать прибыль за счет изменения ценовой политики – самый корректный и благоприятный для туроператора путь. То есть в итоге возможно оздоровление ценовой конкуренции в туризме». Владимир Воробьёв, в свою очередь, считает, что это поспособствует повышению инвестиционной привлекательности турбизнеса, которая сейчас близка к нулю. Со своей стороны, хотим обратить внимание на такую деталь. Если в практику туристического бизнеса вводятся критерии оценки игроков, принятые в страховой сфере, это можно считать предвестником к внедрению у нас аналогичных подходов к регулированию. Страховщики, как известно, работают под контролем ЦБ, который ведёт планомерную работу к сокращению их численности. По мнению экспертов, аналогичные перспективы возможны и в туризме.