Секреты выживания: Как сохранить сезонный бизнес в несезон

Рецепт № 1 — Оказывать дополнительные услуги Дмитрий Гусев, руководитель службы «Прокат в Ростове» (Ростов–на–Дону) — В прокате велосипедов прибыльны месяцы с мая по сентябрь. Но работать зимой просто необходимо — и за аренду рассчитываться, и зарплаты выплачивать. Поэтому мы развиваем дополнительные услуги. Так, несколько лет назад открыли еще одно направление — службу курьерской доставки на велосипедах. Работаем в сегменте B2B круглогодично. Это не высокодоходная история, но позволяет в зиму зарабатывать дополнительно. Тем не менее, нашим приоритетом является прокат велосипедов. Мы стараемся качественно работать в сезон, чтобы «хватало» и на зиму. Операционные расходы мы покрываем. Но, к сожалению, не всегда получается работать настолько эффективно, как хотелось бы. Если быть откровенным, сейчас стало сложнее накапливать доход в прибыльные месяцы — сама ситуация в стране изменилась, люди начинают экономить. Летом 2016 года мы получили меньше прибыли, чем в 2015-м. Рецепт № 2 — Грамотно позиционировать себя Кирилл Степико, маркетолог сети кафе-мороженых «33 пингвина» (Томск) — Когда мы 10 лет назад начали продавать мороженое, у нас были опасения, что этот бизнес может оказаться сильно привязанным к сезону. Отчасти такая ситуация наблюдается и сейчас, но в гораздо меньшей степени, чем мы того ожидали. Наши кафе и зимой работают не «в ноль». Естественно, поток потребителей в летний сезон увеличивается, но не столь значительно, как можно было бы подумать. Правда, над этим пришлось поработать. Первые два года мы разрабатывали концепцию круглогодичной работы: мороженое, нужно преподносить не как охлаждающий летний продукт, а как внесезонный десерт. Для этого мы организовали красивую подачу и придумали легенду. Сделали все, чтобы мороженое воспринималось не как нечто холодное, а как что-то вкусное. Тем самым мы смогли свести осенне-зимнее снижение доходов к терпимым показателям. Рецепт № 3 — Расширять ассортимент Виталий Шендеров, руководитель проекта Waterballs.ru (Москва) — Основная наша деятельность — производство и продажа аттракционов. В 2009 году, когда мы только начинали, это был сезонный бизнес. Позже мы сами захотели расширяться, продавая товары и услуги не только летом. С развитием товарного ассортимента продажи пошли осенью и зимой, хотя летних темпов мы добились не сразу. Чтобы не простаивать в несезон, мы сейчас развиваем зимние аттракционы, например, тюбы, зимние бананы и бамперболы. Фото: istockphoto.com Рецепт № 4 — Диверсифицировать бизнес Эдуард Крылов, менеджер судоходной компании «Виктория» (Москва) — Наша компания работает круглый год, но аренду яхт и теплоходов мы предоставляем в течение четырех месяцев — с мая по август. В остальное время прибыль приносит дополнительный бизнес компании: сдача в аренду автобусов. Если сравнивать в процентном соотношении структуру годовой выручки, получается, что примерно 70% приходится на четыре летних месяца, остальное — на другие сезоны. Мы начинали 11 лет назад как компания, сдающая только яхты и теплоходы. Позже появилась потребность возить людей к нашим теплоходам на автобусах. Сейчас мы сдаем транспорт для любых поездок. Рецепт № 5 — Отпускать сотрудников на «вольные хлеба» Александр Черный, владелец проката гидроциклов (Сочи) — Прокат гидроциклов приносит доход только летом. Июль и август — самые прибыльные месяцы. Дорогая аренда пляжа не позволяет развиваться этому бизнесу, хотя я занимаюсь им уже 10 лет. Новички же, как правило, долго не задерживаются. В течение года я также оказываю услуги такси. В моем штате 10 человек, все — студенты. В несезон они учатся и работают водителями. Фото: istockphoto.com Рецепт № 6 — Сокращать издержки Вагиз Зелимов, владелец проката велосипедов «МОКАТ» (Ульяновск) — Основную прибыль наш прокат приносит в теплые месяцы и во время новогодних праздников. Зимой мы переходим на зимний инвентарь (лыжи и коньки), но, с точки зрения доходности, зимний сезон менее прибылен (даже несмотря на то, что у нас есть и круглогодичные госзаказы). В «неурожайное» время стараемся привлечь клиентов ассортиментом — расширяем его соответственно сезону и времени. Например, советую всем прокатчикам предоставлять клиентам бесплатно инвентарь (шашки, шахматы, мячи, бадминтон). Это увеличивает длительность катания на основном оборудовании (клиенты берут велосипеды в том числе для поездок на природу, где играют в игры). Раньше у сети «МОКАТ» было 7 прокатов в городе Ульяновске, к сезону-2017 мы решили оставить 4-5 точек. Основная сложность в том, что кредиты и тарифы (например, на электричество) не меняются в зависимости от сезона. Приходится и здесь искать выходы. Один из наших объектов мы подключили к солнечной батарее. Это оказалось дешевле, чем подключение к сети. Читайте нас в Facebook, Twitter и ВКонтакте.

Секреты выживания: Как сохранить сезонный бизнес в несезон
© Inc.