Инвесторов позвали к "Монастырской трапезе"
Как стало известно "Ъ", холдинг Alvisa, один из крупнейших российских производителей вин и коньяков, собирается продать некоторые из своих активов. В их числе занимающая первое место по продажам в России марка вина "Монастырская трапеза", коньячные бренды "Старейшина", "Золотая выдержка" и "Барклай де Толли". В компании также не исключают продажу производственных площадок. Пойти на такой шаг ее могли вынудить большие долги, которые из-за кризиса стало сложно обслуживать. О том, что Alvisa ищет среди участников рынка желающих приобрести ее отдельные бренды, "Ъ" рассказали три менеджера из разных алкогольных компаний. По словам одного из них, в частности, переговоры о продаже коньячных марок "Барклай де Толли" и "Золотая выдержка" шли с "Алкогольной сибирской группой" (АСГ, водки "Пять озер", "Хаски"). В пресс-службе АСГ подтвердили, что получали от Alvisa предложение о приобретении ее торговых марок. "Рассмотрев его, мы приняли решение сосредоточиться на развитии собственного водочного портфеля",-- заявили там, не называя сумму, за которую Alvisa предлагала купить бренды. Источник, близкий к Alvisa, говорит, что с потенциальными покупателями обсуждалась также продажа коньячной марки "Старейшина", но договориться о цене не получилось. Согласно имеющимся у "Ъ" данным Nielsen, в 2016 году у "Старейшины" было пятое место по продажам среди российских бренди с долей рынка в натуральном выражении 3,4%. В десятку лидеров попала также "Золотая выдержка" -- 1,8%. В состав холдинга Alvisa входят Ставропольский винно-коньячный завод (СВКЗ) и Минераловодский завод виноградных вин (МЗВВ). Согласно Росстату, в 2016 году СВКЗ был четвертым по объему производства коньяков предприятием в России -- 593,45 тыс. дал (7,8% от общего объема выпуска), у МЗВВ было третье место по выпуску тихих вин -- 2,17 млн дал (5,9%). Также компания владеет в Испании предприятиями по производству коньячных спиртов (Alvisa Spirits) и виноматериалов (Alvisa Wines). Основным бенефициаром холдинга считается Камиль Аскендеров. Выручка ООО ТД "Алвиса" в 2015 году, по данным "СПАРК-Интерфакса", составила 8,85 млрд руб., чистая прибыль -- 8,31 млн руб. Финансовые показатели всего холдинга не раскрываются. Собеседник "Ъ", знакомый с планами Alvisa, говорит, что для компании сейчас приоритетнее найти покупателя на вина. Главным из них является бренд "Монастырская трапеза". По данным IWSR, с 2013 года он занимает первое место по продажам на российском рынке тихих вин: в 2015 году доля бренда оценивалась в 5% при объеме реализации 2,48 млн дал. В Alvisa также называют "Монастырскую трапезу" лидером продаж среди тихих вин в России, ссылаясь на проведенное с мая 2015-го по апрель 2016 года исследование "GfK-Русь" (копия письма "GfK-Русь" с соответствующими данными есть у "Ъ"). По сведениям источника, среди брендов Alvisa на продажу выставлен также вермут Delasy. По данным Nielsen, в июле 2016 года он занимал второе место в категории вермутов с долей 9,4% в натуральном выражении. Купить "Монастырскую трапезу" вместе c МЗВВ предлагалось предприятию "Кубань-вино", входящему в крупнейший российский винодельческий холдинг "Ариант", знают два источника на винном рынке. Гендиректор "Кубань-вина" Виктория Емельянович не стала комментировать переговоры о приобретении МЗВВ, но подтвердила, что около двух месяцев назад от Alvisa поступало предложение о покупке "Монастырской трапезы". "Нам это неинтересно, поскольку это не наш ценовой сегмент",-- сказала госпожа Емельянович. В рознице цена "Монастырской трапезы" составляет около 200 руб. за бутылку 0,7 л. "Сегодня это самый популярный ценовой сегмент на рынке вина",-- говорит директор ЦИФРРА Вадим Дробиз. Оценить стоимость марки "Монастырская трапеза" он затруднился, отметив, что в вине большую ценность для потребителя представляет не бренд, а его производитель. По мнению эксперта, весь портфель брендов Alvisa может стоить не менее $15 млн. В Alvisa не стали отрицать, что рассматривают возможность продажи некоторых из своих активов. Директор ТД "Алвиса" Дмитрий Новицкий заявил, что текущей стратегией предприятия предусмотрены различные варианты сделок M&A: как покупки, так и продажи. "Если мы получим адекватную цену за какой-либо наш бренд или предприятие, то вполне можем договориться с потенциальным покупателем",-- заявил господин Новицкий. Он не стал комментировать, по каким причинам Alvisa готова расстаться с частью бизнеса. Источники "Ъ" говорят, что о продаже части активов Alvisa задумалась еще около двух лет назад. Поводом для этого стала высокая долговая нагрузка компании. "В середине 2000-х они брали валютные кредиты на создание сырьевой базы в Испании, обслуживать которые после девальвации рубля стало затруднительно",-- рассказывает менеджер одной из алкогольных компаний. О высокой кредитной нагрузке Alvisa осведомлены и другие участники рынка.