Д. Харитидис: Греция – сезон взвешенных амбиций

Глава греческого TEZ Tour – о перспективах направления и планах компании этим летом На греческом рынке – благоприятное затишье. Акции раннего бронирования подходят к концу, майские праздники почти распроданы, а на предстоящий летний сезон туристические власти страны прогноз делать не торопятся. При этом участники рынка оценивают ситуацию по-разному – кто-то из туроператоров предвидит рекордный рост на направлении, у кого-то ожидания от сезона не такие взрывные. HotLine.travel пообщался с одним из таких реалистов – читайте интервью с руководителем TEZ Tour Греция Димитрисом Харитидисом. Димитрис, начну с главного. В прошлом году Греция по итогам сезона была в тройке лидеров по продажам, а среди москвичей вообще вышла на первое место. В этом году на туристический рынок влияние окажет возвращение в продажу турпакетов в Турцию. И хотя некоторые эксперты считают, что Греции турецкие курорты не помеха – якобы у каждого направления свой клиент – на это мнение можно смотреть с некоторой долей скепсиса… Я считаю, что нужно трезво оценивать ситуацию: у Греции снова появился серьёзный конкурент, и за туриста придётся побороться. Работать в этом году нужно будет без амбиций – понимая, что есть определённый ценовой предел, дальше которого Греция конкурировать бессильна. Есть пропускная способность аэропортов, которая не позволит продажам увеличиться на рекордные показатели. Отельная база тоже не безгранична – ежедневно от гостиниц приходят стоп-сейлы. У нашей компании запланирован рост по направлению на 20–25 %, именно с таким расчётом мы ставили рейсы и заключали контракты в этом году. На мой взгляд, в целом рынок не может вырасти больше чем на 15 %. А как же промежуточные итоги акций раннего бронирования, вы говорили в феврале, что рост продаж в 2,5 раза превысил прошлогодние показатели? Это было в феврале, когда наши коллеги говорили и о восьмикратном увеличении. Действительно, мне приходили ежедневные отчёты в феврале, где фиксировалась статистика продаж: рост был и 300, и 400 %. Это было феноменальное явление – отдел резервации звонил мне и просил нанять новых людей, специалисты не справлялись с объёмами продаж. После 28 февраля, когда закончился первый этап акции раннего бронирования, цены подросли и темпы продаж снизились. Они пока намного выше прошлогодних показателей, но это уже не 300 % от 2016 года, а 170 %. Поэтому я всегда говорил и буду говорить – решающую роль играет цена. Для европейцев цены по акциям раннего бронирования доступны до конца марта, а в некоторых отелях – и до конца апреля. Поэтому туроператоры сейчас будут наблюдать небольшой спад продаж в России (в целом на лето, я не имею в виду майские выходные), после 20 мая Греция на российском рынке снова пойдёт в рост. Вы заговорили о ценах. Этот вопрос волнует туристов с начала года, когда начали появляться первые новости о том, что греческие отельеры подняли стоимость размещения на 2017 год. Насколько ощутим будет рост, можно даже в цифрах? Россияне не сильно почувствовали роста цен за счёт скидок и раннего бронирования. А благодаря тому, что рубль укрепился, не заметят резкого скачка цен и дальше. Для них в рублёвом эквиваленте стоимость турпакета вырастет, возможно, на 1–2 %, а в некоторых цена будет и ниже – я говорю это только по своей компании, за остальных участников рынка отвечать не могу. Как идут продажи, в том числе на майские праздники? Вы довольны? Майские праздники уже практически проданы, на лето у нас по некоторым ключевым направлениям реализовано 35 % и более объёмов. Второй год подряд продажи растут в основном на «пятёрках». Наши партнёры удивляются, как TEZ Tour это удаётся, но я скажу, что это заслуга всех, кто работает в альянсе с туроператором. Прежде всего, это авиакомпания «Эгейские авиалинии» – на данный момент мы самый крупный заказчик бортов перевозчика. Халкидики делаем только на «Эгейских», на Крит из Москвы больше половины всех мест заняли, на Родосе то же самое. Для туриста, который едет в качественный пятизвёздочный отель, веский аргумент полететь туда на регулярном рейсе авиакомпании – члена Star Alliance. Авиакомпании, которая уже много лет подряд является лучшей региональной компанией в Европе. Есть повод задуматься о расширении в регионах… Расширяться в ущерб качеству я бы не хотел. Например, в прошлом году мы заявили о расширении программы в Грецию ещё до закрытия Турции, заранее объявили о том, что проведём в Греции наш директорский тур, приуроченный ко Дню рождения компании. Проработали до конца сезона с заявленным на старте количеством мест, и всё продали. Это лучше, чем «гореть» в пик сезона. При этом в целом наш рост из России в Грецию составил 40 % в 2016 году. На это лето у нас есть Екатеринбург, Москва, Санкт-Петербург – этого достаточно. Планируем принять 115–120 тысяч туристов в Греции. В регионах, признаюсь, конкуренция нереальная и порой нездоровая. Я считаю, что не стоит рисковать, тем более что у TEZ Tour, кроме России, ещё девять стран, откуда мы тоже летаем в Грецию. Нам есть на чём делать продажи. Ну и, несмотря ни на что, вы заявили, что увеличили объёмы на Россию на этот год примерно на 20 %? Да, за счёт увеличения рейсов из заявленных городов и увеличения гарантированной квоты в отелях. Приоритеты в греческих регионах те же? С Халкидиками, я так понимаю, всё удачно сложилось в прошлом году, раз снова заявлены рейсы? Делаем ставку, как и прежде, на Крит, на Пелопоннес, он для нас стратегически важен. На Родосе – фокус на цепочки Aldemar и Grecotel. Неожиданно хорошо отработали в прошлом году Халкидики, я, если честно, не ожидал сам. А также Корфу. Вообще в целом мы делаем ставку на отели сети Aldemar, Grecotel, Aquila и на отель Creta Maris, который является нашим эксклюзивом в 2017 году. Все отели, на которые мы делаем акцент, находятся у нас на сайте, и агентства могут с ними ознакомиться. С круизами у вас тоже всё неплохо, TEZ Tour даже в рейтинги круизные по итогам прошлого сезона вышел. Сохраните этот эксклюзив? Конечно, круизы пользуются спросом неслучайно. Это не только оригинально, но ещё и выгодно. Сами посудите – 60 % туристов, приезжающих на Крит, берут какую-нибудь экскурсию на Санторини – это 168 € с человека, 336 € за двоих. При этом доплата на круиз Fly-Stay-Cruise обойдётся чуть дороже, и за три-четыре дня можно посетить и Санторини, и Миконос, и турецкие Кушадасы. Это выгодно, и туристам нравится. В конце нашего разговора не могу не задать вопроса, который мы задаём всем грекам. Прошлогодний визовый коллапс заставляет с осторожностью смотреть на работу консульства, ждать очередного коллапса в мае и т. д. Что скажете? Как говорит наш новый посол, Андреас Фриганас, успех пишется на песке, а неудача – на скалах. Никто не забыл майских событий даже после того, как в Москву приехал Иоаннис Педиотис, который не только навёл порядок в консульстве, но и выдавал россиянам визы на три и пять лет. Говоря о визах, могу ориентироваться на обещания греческих властей – быть максимально лояльными и придерживаться тона, заданного г-ном Педиотисом. Наш новый генеральный консул в Москве заявила и на выставке MITT, и на церемонии TEZ Worldberry, что консульство готово и будет работать так же хорошо, как и летом 2016 года. Продавая Грецию, мы придерживаемся принципов, которые на протяжении многих лет работают для всей компании TEZ Tour. А именно – делаем ставку на клиента, даже если иногда это идёт в ущерб бизнесу. Нам важно, чтобы турагенты, которые продают Грецию через нас, продали тур и забыли о клиенте. Чтобы не было жалоб со стороны туристов, стараемся все вопросы урегулировать на месте – начиная с мелких жалоб и заканчивая более крупными. Так ориентирует нас работать топ-менеджмент компании, а мы, в свою очередь, ориентируем работать наш персонал и гидов. Мы будем стараться, чтобы для многих агентов TEZ Tour и Греция стали синонимами. На правах рекламы