Прибыль в упаковке
Брокеры постоянно обновляют линейку структурных продуктов — «упакованных» инвестиционных стратегий из разных инструментов фондового рынка. Большинство клиентов предпочитают продукты с защитой капитала. Сколько на этом можно заработать — разбирался Банки.ру. Продуктовый набор Структурный (или «структурированный», от английского structured products) продукт — это инвестиционный портфель, который формирует брокер, включая в него разные инструменты фондового рынка. Такие продукты отличаются по минимальной сумме вложений, уровню риска, потенциальной доходности. Эксперты подчеркивают, что в основном структурные продукты предназначены для квалифицированных инвесторов — тех, кто четко понимает риски, которые несут в себе такие продукты. Предлагаемые структурные продукты можно разделить на две категории: защитные продукты с участием в движении того или иного актива и продукты с фиксированной доходностью. «Продукты с фиксированной доходностью, как правило, построены на стратегиях с проданными опционами на корзины активов», — рассказывает начальник отдела доверительного управления «КИТ Финанс Брокер» Елизар Бубнов. По его словам, доходности таких продуктов существенно выше рыночных процентных ставок: особенно это касается валютных продуктов, поэтому они пользуются популярностью у инвесторов, готовых к высокому риску и имеющих квалификацию. «Минимальная сумма по таким продуктам в нашей компании — от 50 тысяч долларов или 50 тысяч евро», — добавляет Бубнов. Продуктовый виджет Клиентам есть из чего выбрать, в зависимости от сроков инвестирования и толерантности к риску. «Если мы говорим о коротких сроках (2—4 месяца), то в основном это продукты с уровнем риска, близким к среднерыночному, и уровнем доходности на уровне 2—2,5 депозита по текущим ставкам, на российские ценные бумаги (в первую очередь «голубые фишки»)», — говорит начальник отдела производных финансовых инструментов компании «Открытие Брокер» Антон Плясунов. Например, компания сейчас предлагает своим клиентам продукт «Фиксированный купон», привязанный к акциям Сбербанка, «Газпрома», «ЛУКОЙЛа», «Роснефти», «Сургутнефтегаза» и ВТБ. Потенциальный доход по нему — до 30% годовых, порог входа — 500 тыс. рублей. Продукт рассчитан на 1—3 месяца. «КИТ Финанс Брокер» предлагает структурный продукт на рост индекса MSCI Russia (базовый актив продукта — индексный фонд Market Vectors Russia ETF). Порог входа здесь также 500 тыс. рублей (либо 18 тыс. долларов), срок исполнения — январь 2018 года. Ожидаемая доходность в рублях — 20%, в долларах — 9,8%. Цитата Если сроки больше нескольких месяцев и клиент консервативен, то сейчас, по словам Антона Плясунова, есть предложения на 1,5—2,5 года в рублях или долларах на иностранные базовые активы, такие как Johnson & Johnson, The Walt Disney Company, General Motors и т. д. Это продукты с полной защитой капитала и целевыми доходностями в 1,5—2 депозитных ставки, говорит Плясунов. Длинные (2—2,5 года) продукты, направленные на рост заданного базового актива с полной защитой капитала, сейчас составляют большую часть клиентского портфеля, рассказывает он. Также в последнее время заметно выросла доля валютных продуктов, достигнув примерно 50%. Елизар Бубнов отмечает, что и по общему объему активов, и по количеству клиентов наиболее востребованными в 2016 году были рублевые продукты со 100-процентной защитой капитала и участием в росте или падении базовых активов. «Самыми популярными активами в 2016 году традиционно были пара доллар США/рубль, золото, нефть, природный газ, индекс РТС, а также более «экзотические»: валютная пара доллар США / японская иена, портфель акций американских банков, портфели бумаг развивающихся рынков и, отдельно, Китая», — перечисляет он. Капитал с защитой, но не без потерь Большая часть клиентов (около 95%) выбирает продукты с защитой капитала, говорит Елизар Бубнов. Доход можно получить от участия в росте, падении или изменении цены выбранного базового актива либо нескольких активов. Популярен, по его словам, и продукт на попадание цены актива в выбранный интервал к определенному моменту. Он приносит фиксированную прибыль при выполнении этого условия. А при непопадании в интервал возвращается первоначальная сумма инвестиций. «Минимальные суммы входа здесь намного ниже, ведь продукт позиционируется как альтернатива банковскому вкладу и ориентирован в первую очередь на розничных инвесторов. Приобрести такие продукты в нашей компании можно от суммы 400 тысяч рублей (что дает возможность приобретения его на ИИС) или от 15 тысяч долларов», — поясняет Бубнов. Не все защитные продукты позволяют заработать. Например, среди исполненных продуктов «Открытия Брокер» есть продукт, рассчитанный на рост золота. Он был предложен в марте 2013 года с исполнением в январе 2014-го. Однако цена золота за этот период снизилась — инвесторы не получили доходности, но вернули вложенные суммы в полном размере. В мае 2013 года был предложен продукт на рост акций «Газпрома» с исполнением в сентябре 2013 года. За этот период акции компании выросли на 18%, инвесторы заработали до 35% годовых (в зависимости от даты и точки входа). Цитата Начальник управления продаж ИК «Велес Капитал» Антон Дудин отмечает, что раньше у большинства клиентов структурные продукты ассоциировались с чем-то по умолчанию доходным. По мере снижения банковских ставок инвесторы начали смотреть на них как на еще один альтернативный инструмент. За последний год очевидно смещение клиентских предпочтений в сторону меньшей доходности и большей защиты капитала, говорит эксперт. «Еще два года назад банки давали до 5% годовых в валюте, сейчас — 1%. Соответственно, клиенты запрашивали у нас доходности 15—20% в валюте, меньше не рассматривалось вообще. В последние шесть месяцев клиенты готовы рассматривать предложения под 8—10% дохода в валюте», — рассказывает Дудин. Также, по его словам, клиентам интересны продукты на еврооблигации, которые предполагают консервативный уровень риска и доходность 3—4% в валюте. Защита капитала не означает, что клиент не теряет денег. Если заработать не удастся, он получит вложенную сумму, однако с учетом инфляции, а также валютных курсов это могут быть уже не те деньги, что год или полгода назад. «В большинстве случаев хороших характеристик продукта с полной защитой капитала можно достигнуть на сроках от полутора лет, — полагает Антон Плясунов из «Открытия Брокер». — При меньших сроках доходности при полной защите действительно будут сопоставимы с инфляцией (или депозитом). Исключением являются продукты интервального типа, но здесь меньше ассортимент и список инвестиционных идей более узок». Он подчеркнул, что структурные продукты в большинстве своем — метод долгосрочного пассивного инвестирования, а не краткосрочной спекуляции. Рублевые стратегии со 100-процентной защитой капитала, по словам Антона Дудина из ИК «Велес Капитал», могут быть рассчитаны и на срок от шести месяцев. Защита капитала в долларах — на пять лет. «На инфляцию здесь никакой поправки нет. Это как обычная облигация: мы покупаем ее по номиналу, и, соответственно, она гасится по номиналу. Поэтому, какая бы ни была инфляция, погашение происходит все равно от той суммы, которая была инвестирована. Доход формируется за счет купонных выплат», — поясняет эксперт. «Нельзя покупать продукты, которые не понимаешь» Структурные продукты следует выбирать осторожно и понимать, какие риски они в себе несут. «Высокие риски связаны с тем, что в портфель набираются неоднородные по качеству активы. Часто бывает, что среди нескольких хороших акций вставляют довольно посредственную, и возникает риск снижения стоимости вложенных средств в соответствии с потерями самой плохой бумаги», — говорит финансовый консультант компании «Личный капитал» Борис Кожуховский. По его словам, при оценке привлекательности структурного продукта всегда нужно обращать внимание на тот актив, который лежит в его основе. «Товарные активы (как нефть, золото или пшеница), так же как и корзина из нескольких отдельных акций, являются рискованными объектами инвестирования, — полагает эксперт. — Их доходность крайне тяжело предсказать, поэтому таких продуктов, с моей точки зрения, стоит избегать. Особенно если вы ничего не понимаете в том, от чего зависит изменение цен на эти активы». Менее рискованным Кожуховский назвал какой-либо индекс акций в качестве базового актива — риски можно снизить за счет диверсификации. Но обычно у таких продуктов и более низкая доходность, напоминает эксперт. Инвестор должен разобраться с тем, что находится в «черном ящике», полагает основатель market-lab.org Роман Некрасов. «Нельзя покупать продукты, которые не понимаешь. Также не стоит доверять рекламным фразам «ожидаемая доходность составит столько-то», — предупреждает он. Приоритет покупки того или иного структурированного продукта, по мнению Некрасова, определяет ситуация на рынке. Например, не стоит покупать продукт, в котором сделана ставка на рост доллара, в момент, когда идет длительный тренд на укрепление рубля. «Также необходимо обратить внимание на кредитный риск компании, которая эмитирует структурированный продукт: сможет ли она исполнить свои обязательства, если структурированный продукт покажет высокую доходность», — заключает Некрасов. Евгения НОСКОВА, Banki.ru