Ведомства не поделили риски

Идея Минздрава по внедрению риск-шеринга -- возвращения поставщиком лекарства денег в случае неэффективности терапии -- вызвала претензии со стороны Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Ведомство увидело ограничение конкуренции в участии в эксперименте препаратов, имеющих аналоги на рынке, а также угрозу дискриминации поставщиков в случае формирования разных условий проведения пилотного проекта в регионах. Впрочем, в Минздраве заверяют, что критикуемые ФАС условия уже не актуальны -- они содержались в одной из заявок на участие в конкурсе. ФАС раскритиковала предложенный Минздравом механизм риск-шеринга -- вчера ведомство опубликовало свою позицию по вопросу его внедрения. Как ранее заявлял Минздрав, пилотный проект, предусматривающий зависимость оплаты поставленных лекарств от эффективности лечения, должен стартовать в этом году в трех регионах -- Москве, Московской и Калужской областях. Участвовать в эксперименте будут четыре препарата. Как в январе пояснял гендиректор Центра экспертизы и контроля качества медпомощи Минздрава Виталий Омельяновский, стоимость препаратов будет оплачивать государство -- но при отсутствии эффекта от лечения компания обязана будет вернуть деньги. ФАС настаивает на том, что такие эксперименты возможны "только для монопольных препаратов". В ведомстве полагают, что участвовать в эксперименте должны лишь запатентованные и инновационные лекарства, не имеющие аналогов, а также не включенные в перечень ЖНВЛП. "ФАС неоднократно информировала Минздрав" о недопустимости реализации пилотных проектов с участием препаратов, имеющих аналоги, в силу их "явного антиконкурентного характера", говорится в заявлении ведомства. Участвующий же в эксперименте противораковый препарат абиратерон имеет четыре аналога. По словам начальника управления контроля соцсферы и торговли ФАС Тимофея Нижегородцева, проведение эксперимента без учета замечаний "может привести к негативным последствиям для бюджетной системы, невозможности контроля эффективности терапии и ограничению конкуренции". Также ФАС беспокоит то, что обязанность поставщика при определенных условиях безвозмездно передать заказчику дополнительное количество препарата, необходимого для продолжения курса терапии в течение года, может быть "невыполнимой для отдельных поставщиков". Определение регионами условий пилотного проекта и порядка контроля эффективности терапии, добавляют в ведомстве, может привести к дискриминации поставщиков. В Минздраве "Ъ" заявили, что документ, на котором основано заключение ФАС, "утратил свою актуальность, поскольку является предварительной заявкой одного из участников конкурса". На вопросы "Ъ" о порядке и условиях отбора поставщиков в рамках эксперимента в ведомстве не ответили. Как пояснил "Ъ" директор департамента развития контрактной системы Минэкономики Максим Чемерисов, в ведомстве поддерживают идею включения в контракт условия об эффективности лечения -- при ее недостижении поставщик предоставит государству компенсацию. При этом применение таких контрактов возможно только в отношении дорогостоящих препаратов. В целом, отмечает господин Чемерисов, риск-шеринг может способствовать снижению стоимости лечения тяжелых заболеваний без ухудшения его качества. Впрочем, по его словам, ключевой проблемой остается обеспечение объективной оценки качества лечения. Сами фармпроизводители пока претензий к предложенному эксперименту не предъявляют. Как пояснил "Ъ" директор Ассоциации российских фармацевтических производителей Виктор Дмитриев, сейчас нет понимания, как именно этот механизм будет работать,-- компании сначала хотят посмотреть, как он будет реализован на практике. Евгения Крючкова

ФАС раскритиковала эксперимент Минздрава по закупке лекарств
© РИА Новости