На какие уловки идут застройщики и риелторы в кризис

Sobesednik.ru выяснил, к каким хитростям прибегают застройщики и риэлторы в кризисный период. Статистика гласит: 70% россиян думают о покупке или расширении жилплощади. И угадывая наши желания, девелоперы и риелторы наперегонки предлагают «самые выгодные» и «лучшие на рынке» варианты. Но, как показывает практика, далеко не каждой рекламе можно верить. Уловка №1: «Льготная» цена – Своя квартира за 1,5 млн рублей в Подмосковье! Это примерно равно моим накоплениям, поэтому вполне бы меня устроило. И есть предложения! Но в каждом из них, уже в процессе присмотра к покупке, я нашел подводные камни, – вздыхает Андрей Панкратов, потенциальный новосел. – Главная опасность – слишком выгодное предложение может оказаться признаком несостоятельности и скорого банкротства застройщика. Эксперты утверждают: у компаний, которые крепко стоят на ногах, скидок больше 10% быть не может! – уверяет управляющий партнер «Метриум Групп» Мария Литинецкая. – Кроме того, в рекламе объекта с низкой стоимостью квадратного метра частенько бывает указана цена самой большой по площади или низколиквидной квартиры. А в ходовых однушках и двушках «квадрат» стоит уже гораздо менее привлекательно – например на 20–30% дороже. Уловка №2: «Выгодная» ипотека Ипотека под 8–9%? Надо брать! Так рассуждает потенциальный заемщик и бросается в ипотечный омут с головой. – Как правило, сниженная ипотечная ставка действительна только первые 1–2 года. При этом застройщик не имеет права скрывать данный момент, – прокомментировала «Собеседнику» генеральный директор компании «МИЭЛЬ-Новостройки» Наталья Шаталина. – Реже встречаются предложения, когда сниженная ставка предоставляется на весь период кредитования, но в этом случае она снижена не столь значительно. Уловка №3: Рассрочка – Не платить проценты банку – заманчиво! Рассрочку сегодня предлагают многие, но воспользоваться ею могут только состоятельные клиенты, потому как срок рассрочки очень короток. По некоторым предложениям мне давали рассрочку на 3 месяца, то есть платить по миллиону в месяц. Были бы у меня такие деньги, стал бы я о кредитах задумываться? – спрашивает Максим Белоусов, который в итоге взял ипотеку в госбанке под 11% годовых. – Беспроцентная рассрочка на один-два месяца рассчитана на определенную категорию покупателей – тех, кто ждет получения средств от продажи недвижимости, автомобиля или завершения какой-то сделки. Но, если поискать, сегодня можно встретить предложения по рассрочке на полгода-год, а порой даже до момента прохождения госкомиссии, – говорит Наталья Шаталина. Уловка №4: Апартаменты Многим слово «апартаменты» ласкает слух. Кажется, что это те же квартиры, только круче. Но по нашему законодательству именно апартаменты имеют ряд очевидных минусов: в них нельзя прописаться, к их строительству ниже требования, а «коммуналка» в итоге окажется выше в 1,5–2 раза. – Строительство апартаментов обходится дешевле, чем обычных многоквартирных домов, поэтому цены на такие лоты заметно ниже, – объясняет Мария Литинецкая. – При этом реклама апартаментов не очень заметно отличается от рекламы квартир: на ней изображена симпатичная 3D-модель многоэтажного дома, обозначены преимущества объекта и так далее. Поэтому всегда необходимо обращать внимание на проектную декларацию, где точно указано, к какому типу объектов относится здание. Если речь идет о жилом комплексе, то в проект­ной декларации будет указан «многоквартирный жилой дом», а если об апартаментах – «многофункциональный» или «гостиничный комплекс». Уловка №5: Экопроект Сегодня модно делать упор на экологичность, чистоту и благоприятную атмосферу строящихся комплексов. Про бывший завод, соседний мусорный полигон или свалку застройщик предпочитает умалчивать. – В вашем распоряжении есть онлайн-карты, с помощью которых вы самостоятельно сможете объективно оценить окружение объекта. Но лучше использовать карты на порталах «Яндекс» или Google, так как версия интерактивной карты на сайте застройщика или проекта может быть отредактирована таким образом, что нежелательных «соседей» вы не заметите, – обращает внимание Мария Литинецкая. Уловка №6: Награды и рейтинги «Лучший комплекс» по версии такого-то агентства, награда за качество и скорость строительства, «народный» проект – почти каждая компания вешает себе звездочки на фюзеляж. Проблема в том, что не все рейтинги и награды имеют вес, а некоторые из них и вовсе раздаются своими же собственными «карманными» агентствами. Действительно статусных и заслуживающих доверия знаков отличия не так много, и учреждены они Минстроем, а также серьезными профессиональными объединениями строительных и риелторских компаний. Уловка №7: Трейд-ин Отлично работающая на авторынке схема «новый автомобиль в обмен на старый» перекочевала и в строительную отрасль. Но здесь риски, конечно, больше. – Необходимо досконально узнавать условия программы трейд-ин, – рекомендует Наталья Шаталина. – Сейчас на рынке может предлагаться не только классический трейд-ин, когда застройщик выкупает у клиента квартиру на вторичном рынке с дисконтом примерно в 20%, но и просто схожие программы. Например, застройщики могут бронировать квартиру в новостройке на длительный срок при заключении договора с риелторским агентством на продажу старой квартиры. – Главное – это внимательное изучение всех условий сделки, самого проекта, конкретной квартиры, – делает акцент директор «МИЭЛЬ-Новостройки». – Нужно задавать как можно больше уточняющих вопросов менеджерам по продажам, обязательно посетить площадку проекта, почитать отзывы на форумах жильцов. В любом случае принимать решение о покупке, опираясь только на информацию в рекламе, не стоит.

На какие уловки идут застройщики и риелторы в кризис
© ИД "Собеседник"