Войти в почту

Штрафы не первой свежести

Крупные российские продовольственные ритейлеры решили взыскивать со своих поставщиков штрафы за нарушения, допущенные в прошлые годы. По закону, они могут делать это в течение трех лет после самого нарушения, несмотря на подписанные с контрагентами акты сверки, где указано, что у сторон нет претензий друг к другу. Поставщики жалуются, что нынешние требования сетей обременительны для их бизнеса. Несколько поставщиков продуктов питания рассказали "Ъ", что ритейлеры начали выставлять им штрафы за нарушения, якобы имевшие место в 2014-2015 годах. То, что такая проблема существует, подтверждается материалами комиссии по применению Кодекса добросовестных практик, с которыми ознакомился "Ъ". В них отмечено, что такую практику используют "Лента", "Магнит", "О`Кей", Globus, ТД "Интерторг" (сети "Народная семья", "Идея", Spar), а исполнение их требований обременительно для бухгалтерии и сложно с точки зрения сверки данных за прошлые периоды. В Globus и "Ленте" отрицают предъявление штрафов к поставщикам за прошлые годы. Представитель "О'кей" Кирилл Масленцин сообщил, что "претензионная работа всегда велась и ведется компанией в пределах сроков исковой давности" -- три года в соответствии с Гражданским кодексом. "Таким образом, могут выставляться штрафы за факты недопоставок, которые имели место ранее, но исключительно в пределах срока исковой давности, что является абсолютно законной и добросовестной практикой",-- пояснил он. "Магнит" и "Интерторг" не ответили на запрос "Ъ". Опрошенные "Ъ" поставщики утверждают, что штрафы за прошедшие периоды выставляет также ГК "Дикси". "Причем у некоторых поставщиков суммарный объем требований равен квартальному товарообороту с сетью, что фактически делает нецелесообразным дальнейшее продолжение сотрудничества",-- жалуется один из них. Другой участник рынка сообщил, что, получив недавно от "Дикси" штраф трехлетней давности, смог разрешить ситуацию после обращения в Ассоциацию компаний розничной торговли. В пресс-службе "Дикси" не отрицают начисление штрафов за прошедшие годы. "Задача штрафов только одна -- добиться дисциплины поставок. Эта мера является исключительной",-- заявили в компании. Выставление штрафов за прошедшие периоды не соответствует Кодексу добросовестных практик, так как стороны ежегодно проводят сверки по всем претензиям и штрафам и оформляют это актами об отсутствии взаимных претензий, подчеркивает директор по развитию "Руспродсоюза" Дмитрий Востриков. По его данным, члены ассоциации также столкнулись с попытками сетей взимать штрафы за прошлые годы. Исполнительный директор "Рыбного союза" Сергей Гудков отмечает, что пока выставление ритейлерами штрафов двух-трехлетней давности носит единичный характер. Однако, по его словам, одному из членов был выставлен штраф размером в 9-10% от трехлетнего оборота с розничной сетью. "В других случаях штрафы меньше -- 2-3%, но все равно выражаются в десятках миллионов рублей",-- рассказывает господин Гудков. Он обещает, что если участникам рынка не удастся договориться между собой или на уровне отрасли, последует обращение к регулятору. Претензии по нарушениям 2014-2015 годов связаны, вероятно, с нежеланием ритейлеров пропускать трехлетний срок исковой давности, в течение которого они вправе требовать выплаты предусмотренных договорами штрафных санкций с поставщиков в судах, считает партнер юридической компании Orient Partners Илья Федотов. "Факт подписания акта сверки поставок, в котором указано, что стороны претензий друг к другу не имеют, не является однозначным основанием для отказа в иске ритейлеру. Суд будет оценивать эти доказательства индивидуально в каждой ситуации",-- говорит партнер юридического бюро "Падва и Эпштейн" Павел Герасимов. Подписание акта-сверки может быть квалифицировано как отказ от намерения взыскивать какую-либо неустойку, не согласен управляющий партнер юридической фирмы "Надмитов, Иванов и партнеры" Александр Надмитов. "Иной подход противоречил бы принципу добросовестности",-- считает он. Господин Герасимов добавляет, что если от уплаты начисленных за предыдущий период штрафов зависит возможность заключения нового договора поставки, то, даже подписав такое соглашение и уплатив штраф, поставщик может его оспорить, мотивируя это злоупотреблением права сильной стороны.

Продуктовые сети предъявляют поставщикам претензии трехлетней давности
© Коммерсантъ