Инновационный менеджмент «ЭкоХолдинг» ярко заявил о себе на уральском рынке в 2015 году, объединив несколько бизнес-направлений: трейдинг в металлургической отрасли («ЭкоТрейд»), а также девелопмент, промышленный дизайн, инжиниринг, эксплуатацию и сервис в строительной сфере («ЭкоСтрой» и «ЭкоСервис»). Холдинг является аккредитованным поставщиком Группы «ЧТПЗ» и отвечает за проведение большинства торгово-закупочных процедур в интересах компаний Группы и их партнеров. В планах холдинга создание промышленной группы и инвестирование в ключевые сферы экономики. — Во всех областях топ-менеджмент компании ставит во главу угла инновационный подход к управлению и кадровой политике, полагая, что любая модернизация отталкивается от человеческого ресурса и интеллектуального, профессионального потенциала, который, по сути, безграничен, — начинает разговор Артем Комаров, учредитель и председатель Совета директоров Группы компаний «ЭкоХолдинг». — Если мы говорим о современной технологии управления, с чего должно начинаться движение вперед, освоение новых рынков и проектов, развитие существующих? — С ощущения несовершенства и неравнодушия. Если устраивает текущее положение дел, то нет смысла что-то менять, улучшать, идти вперед. Я с детства бывал на промышленных предприятиях и не мог не понять, какой образ заводов складывается у большинства подростков. После, когда уже сам работал в индустриальной сфере, задавался вопросом: почему нельзя создавать более комфортные условия на рабочих местах, чтобы сотрудникам заводов было приятно приходить на производство, чтобы они гордились профессией и считали ее престижной. Хотелось снять с этой работы штамп унылости и шаблонности, который начинается с первого визуального впечатления. И посмотрите, сейчас уже есть такие заводы, куда люди ходят на экскурсии: «Высота 239», «Этерно»; работой на этих предприятиях можно и нужно гордиться. К реализации последнего проекта приложили руку наши специалисты, придумав невероятное новаторское интерьерное решение, сделав инновационную реконструкцию цехов и благоустройство территории. Мы добились того, что сотрудники завода работают в комфортных условиях, испытывают гордость за свое рабочее место, и все это сказывается на эффективности труда — если человек ценит свою работу, он делает ее первоклассно. — Промышленных предприятий в стране и регионе немало. Вы сталкиваетесь со сложностями в развитии партнерских отношений для увеличения числа заказов? — Только с недооценкой важности вопроса. Думаю, улучшение даже внешнего вида заводов — важная составляющая для имиджа городов, регионов и государства. Заводы не только дают промышленный рост экономики, но и являются крупнейшими работодателями, обеспечивая активное население рабочими местами, а их семьи стабильным доходом. И мы будем продолжать работу с крупнейшими промышленными предприятиями, в том числе по популяризации идеи о комфортном позитивном рабочем месте и хороших условиях труда. — Эстетика и комфорт — это хорошо, но если вспомнить о Годе экологии и о воздействии индустрии на окружающую среду, предлагает ли компания какие-то решения с точки зрения минимизации вреда для экологии и здоровья людей? — Безусловно, такая работа с заказчиками — одна из важнейших. Наши специалисты внедряют управленческие технологические схемы на производстве партнеров. Это позволяет повысить эффективность использования естественных ресурсов, снижает вредность производственных циклов и ведет к сбережению окружающей среды и биосферы. — Поскольку мы говорим об инновационных подходах, в какой бизнес-сфере, на ваш взгляд, необходима модернизация существующих практик и инструментария? — В сфере закупок, организации торгово-закупочных процедур. Здесь есть две общеизвестные проблемы, которые все же стоит упомянуть. Это слишком легкий выход на рынок, когда все решает демпинг, и потом заказ не исполняется вовсе (перепродается) или исполняется в неприемлемом качестве. И совершенно обратная история, когда создаются искусственные барьеры, тем самым отсеиваются конкуренты и суживается рынок. Каждый раз, когда начинают бороться с первой проблемой, приходят ко второй, и наоборот. Государство и общественные организации активно занимаются этой проблематикой и борются за честные, эффективные закупки. Мы полностью поддерживаем подобные инициативы и вносим свой вклад, как минимум, на рынке уральского региона. — Получается заколдованный круг. Какие решения предлагает компания? — В первую очередь, управленческие, модернизацию бизнес-процессов. Наша компания использует специальные методики, внедряет долгосрочное бизнес-планирование, в частности, по созданию годовых лотов. Кроме того, мы активно стимулируем импортозамещение, ведем эффективную работу с отечественными, местными поставщиками, качество материалов у которых нередко лучше зарубежных аналогов. Наша компания оптимизирует процессы, повышая качество и прозрачность закупок, делая участие в торгах простым и понятным, в том числе путем привлечения независимых экспертиз. К слову, только за последнее время работа специалистов «ЭкоТрейд» привела к серьезному сокращению издержек и сэкономила сотни миллионов рублей нашим партнерам, среди которых Группа «ЧТПЗ». Так мы помогаем клиентам высвобождать ресурсы, которые можно инвестировать в производство и инновации, что приводит к росту эффективности предприятия. — Артем Андреевич, вы сказали об экономии, но разве агентские отношения не удорожают стоимость услуг или продукта? — Удорожание несопоставимо с тем повышением цены, когда рынок работает нецивилизованным образом. Мы выступаем за то, чтобы с рынка закупок убрать все риски, которые приводят к реальному удорожанию. Что я имею в виду: недобросовестные поставщики, неуплата за выполненные работы, нецивилизованное посредничество, когда выигрывают тендер только для того, чтобы продать его подороже. И самое важное — мы мотивированы на то, чтобы максимально сэкономить средства заказчика без ущерба для качества. Акционерами ЧТПЗ одобрена схема, при которой компания «ЭкоТрейд» получает прибыль только в случае экономии на закупках. В итоге компания заинтересована работать на результат, экономить денежные средства заказчика и оптимизировать в целом деятельность блока закупок. Большая работа проводится и в интересах поставщиков. В частности, есть компании с просроченной дебиторской задолженностью, выплатив которую, они готовы снова выполнять заказы с большой скидкой. Есть юрлица, попавшие в черные списки заказчика, хотя основания для этого не были бесспорны. Эти проблемы «ЭкоТрейд» собирается решать, организуя конференции и круглые столы с поставщиками, которые будут проходить на регулярной основе. Также далеко не все потенциальные поставщики умеют квалифицированно работать с техническими требованиями, выдвигаемыми заказчиком. Для этого внутри предприятий мы создаем рабочие группы, взаимодействующие с техническим отделом. В целом, компания выступает за прямые контакты с производителями, заводами, кроме тех случаев, когда дилеры предлагают более выгодные условия. Да, и мы заинтересованы не только в качественном исполнении тендера нашими партнерами, но и в максимальной открытости рынка для добросовестных участников. Повторюсь, мы не создаем искусственные барьеры в сотрудничестве. — Кроме критерия качества, на что компания обращает внимание при заключении партнерских соглашений? — Нацеленность на долговременное и ответственное взаимодействие. И отмечу, в холдинге есть внутренний аудит, привлекается аудиторская компания для анализа финансового положения и внутренних документов потенциального поставщика. Такой аудит носит добровольный характер, но позволяет нам с большим основанием рекомендовать поставщика как более благонадежного. — Если говорить о регионе, как можно вывести на новый уровень деловую активность в Челябинской области? — Сейчас, на мой взгляд, для этого не хватает эффективной консолидации бизнесменов топ-уровня, то есть тех, кто принимает решения. Безусловно, есть общественные организации, которые очень эффективно лоббируют интересы сообщества, их мероприятия я очень часто посещаю и считаю крайне полезными. Речь о другом. На бизнес-процессы предприниматели тратят большое количество ресурсов, которые вполне можно было объединить и оптимизировать для достижения общей цели. Встречаясь на форумах, в конференц-центрах и в кулуарах деловых мероприятий со своими коллегами, пусть даже конкурентами по отрасли, мы нередко обсуждали, что наше взаимодействие в этом направлении могло бы привести к более продуманному использованию ресурсов. Но сейчас площадки (объединения) для оперативного решения этих вопросов нет, и зачастую мы постфактум обсуждаем упущенную возможность, что, конечно, не продуктивно. Надо понимать, что у бизнеса много общих целей и проблем. Мы считаем, что было бы полезно объединить динамичную часть предпринимателей, готовую решать вопросы в режиме реального времени без лишних бюрократических надстроек, к взаимной выгоде и пользе в целом для рынка. Это позволит консолидировать усилия и ресурсы не только для достижения бизнес-целей, но и для развития региона, на благо социальной и благотворительной сферы. И, конечно, вместе вести природоохранную деятельность, о чем уместно еще раз напомнить в Год экологии. — В любом случае, это работа на перспективу, и она потребует ресурсов и времени. Вы готовы не только выступить инициатором, но и реализовывать концепцию? — Мы готовы к работе в любом объеме, главное, чтобы был результат. Если такое объединение окажется востребованным, и нужно будет взять на себя ответственность, придать динамику его созданию и развитию, то мы, конечно, готовы. Но не собираемся перетягивать одеяло на себя, главный смысл — взаимовыгодная консолидация активных людей, готовых принимать стратегические решения (не последних налогоплательщиков и работодателей), взаимодействие на паритетных началах и равных условиях. И, безусловно, мы будем сотрудничать с инициативным крылом общественных организаций, которые ярко себя проявляют в области. В регионе немало динамичных людей, ориентированных на инновационный подход, и это главный потенциал, который стоит раскрыть. Надо поднимать деловую активность, самим реализовывая все возможности. А.А. Комаров После получения профильного образования («Мировой рынок металлов») занимался закупками лома в «ЧТПЗ-МЕТА». Затем вел торгово-закупочную деятельность в интересах предприятий ЧТПЗ для передового цеха «Высота 239». Управлял проектами в системе ЧТПЗ по повышению эффективности деятельности предприятия за счет внедрения в группе компаний нового стандарта металлургического производства «Белая металлургия» — системы, которая основана на высокотехнологичных разработках с учетом непрерывного улучшения производства. В 2014 году вошел в Совет директоров Группы «ЧТПЗ». В 2015 году основал Группу компаний «ЭкоХолдинг».

Модернизация управления
© Коммерсантъ в Челябинске