Войти в почту

Льготы растворились в полях

Федеральных бюджетных средств на льготные 5%-е кредиты для аграриев Новосибирской области в этом году было выделено в 2,8 раза меньше, чем необходимо. Недовольны небольшими размерами субсидий и в других сибирских регионах. Причина — в новой экономной системе распределения господдержки, заработавшей с начала этого года. Аграрии опасаются, что новый закон федерального минсельхоза оставит мелких фермеров без субсидий, и чтобы сохранить рентабельность, им придется сокращать посевные площади, экономить на закупке зерна и удобрений. В первых числах марта в Новосибирске прошло совещание по вопросам реализации механизмов льготного кредитования и развития сельских территорий. В дискуссии участвовали министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачев, полпред президента в Сибирском федеральном округе Сергей Меняйло, губернатор области Владимир Городецкий и главы минсельхозов сибирских регионов. Напомним, правительство РФ внесло несколько изменений в части господдержки фермеров, самое важное — внедрение льготного кредитования для аграриев под 5%. Деньги, полученные под этот кредит, направляются, как правило, на ведение посевной и уборочной кампаний. Раньше работники АПК сначала брали заем и выплачивали полную процентную ставку, а уже потом, в конце года, государство перечисляло им субсидию, которая бы компенсировала расходы по оплаченным процентам. Сейчас, по замыслу федерального минсельхоза, аграрии сразу берут льготные кредиты по ставке не более 5%, а выпадающие доходы банкам компенсирует федеральный бюджет. Если речь идет о краткосрочном займе сроком до одного года, его размер — не более 1 млрд руб. При этом не менее 20% от общего объема выданных кредитов должно приходиться на малые формы хозяйствования. Авторы идеи отмечают: главное, что производителям не придется больше привлекать собственные оборотные средства. Аграрии считают иначе. Ведь поддержку получат не все. В частности, Новосибирской области на этот год потребуется около 6,5 млрд руб. кредитов, господдержка на компенсацию процентной ставки необходима в размере 650 млн руб. Область получила только 227,7 млн руб. Министр Александр Ткачев согласен, что выделено мало средств, «закрываем около 30% от общего объема». Однако размеры финансирования отрасли, по его словам, соответствуют прошлогодним. «Почему решили провести очередную реформу? В первую очередь, она вызвана неэффективностью прежнего подхода. „Короткие“ кредиты берутся на весенне-полевые, уборочные работы. Это покупка семян, ГСМ, удобрений — то, на чем держится наш АПК. Что происходило раньше: сначала фермер обращался с заявкой на субсидию в региональный минсельхоз, потом было обращение в федеральное министерство, в банки — слишком длительный путь. Везде бумаги, документооборот. Опять же принимались субъективные решения, кому из аграриев дать субсидию, кому нет. У нас в итоге обязательств накопилось за год на сумму 24 млрд руб. перед аграриями. Почему? Мы давали пустые обещания о субсидии, а денег ни в регионе, ни в федеральном бюджете не было. Большинство также по коммерческой ставке брали кредиты, потом возвращали»,— объяснил Александр Ткачев. По словам министра, сейчас идет распределение реальных денег, а не обещаний. Однако из-за того, что на субсидии правительством РФ был выделен лишь 21 млрд руб., многие регионы получат денег меньше, чем ожидали. «Сняли поддержку с центральной части страны и с юга. Сознательно. Да, будут недовольства, поскольку эти деньги были дармовые немного, и ничего за них не требовали»,— продолжил министр. Депутат Госдумы от Новосибирской области Виктор Игнатов заметил, что сократили финансирование не только южным территориям. «У нас в Сибири тоже убрали. И мы неоднократно обращались, чтобы восстановили все лимиты»,— заявил депутат. В ответ министр Ткачев сообщил, что правительству нужно было выдать на минсельхоз 1 трлн руб., чтобы угодить всем регионам, но этого не произошло. «И так нам дали больше денег, чем другим отраслям, потому что мы показываем результат»,— сказал Александр Ткачев. Перечисляя плюсы нового порядка распределения субсидий, министр указал, что решение по выдаче федеральных средств теперь принимается быстрее. Министр сельского хозяйства Новосибирской области Василий Пронькин в свою очередь заметил, что ради скорости принятия решений из процесса полностью выключены региональные министерства, и теперь у них нет никаких полномочий, чтобы повлиять на ситуацию, оценить репутацию и работу агрария, обратившегося за господдержкой — все заявки напрямую уходят в федеральное министерство. Проверять целевое использование льготного кредита будет уполномоченный банк. «Нужно пересмотреть нормативно-правовые акты, касающиеся участия региональных минсельхозов в процессе определения нормативов и списков заемщиков. Документ, который отстранил нас, власть, от участия и принятия решений, нужно изменить и вернуть законодательно участие региональных министерств в распределении субсидий»,— заявил Василий Пронькин. Ранее на заседании аграрного комитета новосибирского заксобрания господин Пронькин отмечал, что «централизованное принятие решений в Москве окажется пагубным для регионов». Также глава новосибирского минсельхоза обратил внимание на еще одну проблему: новые подходы льготного кредитования породили ажиотажный спрос среди фермеров. С одной стороны, есть фермеры, которым действительно нужна поддержка, но они еще не подали заявки, с другой — появились предприниматели, которые уже перекредитовались под более выгодный процент. Александр Ткачев заявил, что желаемый эффект достигнут: «Банки стали конкурировать за заемщика, а заемщик стал понимать, что многие хотят получить льготный кредит. Что касается банков и полномочий субъектов, работаем сейчас в этом режиме. Это просто не обсуждается»,— сказал министр. Он отметил, что аграриям нужно быстрее принимать решения — те, кто промедлил, остался без федеральных средств. Возникли вопросы у региональных чиновников и по критериям распределения бюджетных лимитов на краткосрочное кредитование растениеводства — посевную и уборочные кампании. Новосибирская область получила 47,7 млн руб. — немногим меньше, чем Томская (36,7 млн руб.), и практически столько же, как и республика Алтай (46,2 млн руб.). Омская область — 91,4 млн руб., Красноярский край — 65,8 млн руб., Кемеровская область — 14,4 млн руб., Алтайский край — 136,9 млн руб. Кроме того, не менее 20% из этих средств должны быть направлены на кредитование «малых форм хозяйствования». «С одной стороны, это еще больше сокращает возможности сельхозпредприятий получить льготный кредит, с другой — в силу непрозрачности созданной системы — отследить, каким малым фермерам и сколько выдано денег, практически невозможно. Информацию о заемщиках защищает закон о банковской тайне. Опять же крупные предприятия АПК более расторопны и денег им нужно больше. Не исключено, что они могут первыми подать заявки и выбрать все лимиты»,— считает главный редактор сельскохозяйственного журнала «Председатель» Павел Березин. Вице-губернатор по агропромышленной политике Томской области Андрей Кнорр обратил внимание участников совещания на количество банков, участвующих в государственной программе субсидирования, а также на их способность прокредитовать фермеров. «Чем дальше от Москвы, тем уставный капитал у банков меньше. У нас очень небольшое количество банков, кто сможет выдать кредиты до 1 млрд руб. Я прошу посмотреть возможность увеличения количества банков, в частности, для Сибири»,— сказал он. Александр Ткачев ответил, что помимо Россельхозбанка, Альфа-Банка, Промсвязьбанка, ВТБ, Сбербанка, Газпромбанка, Росбанка, Внешэкономбанка и банка «Открытие», с которыми Минсельхоз РФ подписал соглашения, будут включены и региональные банки. «Я думаю, этот список должен составлять 20–25 банков. Это только улучшит ситуацию»,— заметил министр. Министр сельского хозяйства Красноярского края Леонид Шорохов обратил внимание на условия получения субсидий. По его мнению, для многих фермеров они невыполнимы. «Одно из условий — отсутствие задолженности на первое число месяца, предшествующего дате заключения соглашения. Работать мы только начинаем в таком режиме. Возникает ситуация, что у кого-то буквально долг на 1–2 рубля, и им по этой причине отказывают. Неплохо было бы уточнить и установить минимальный допустимый размер задолженности»,— считает Леонид Шорохов. Директор департамента экономики и государственной поддержки АПК Минсельхоза России Наталия Чернецова ответила, что министерство «попробует изменить подход», однако, в соответствии с постановлением, отсутствие задолженности — ключевое требование банка. Также Леонид Шорохов рассказал, что в крае уже выбраны лимиты по господдержке на 74 млн руб. Однако проблема в том, что банки слишком долго рассматривают заявку на получение коротких кредитов, в течение 60 дней. «И этот срок надо сокращать. 10–15 дней — это нормально. Мы в другом режиме работаем. Эти деньги нужны на посевную»,— заметил он. Председатель совета Ассоциации крестьянских хозяйств и сельхозкооперативов Новосибирской области Юрий Шелудяков предположил, что если слабые хозяйства останутся без поддержки, они окажутся на грани гибели, поскольку получение кредита для них — возможность выйти в поле весной. Чтобы хоть как-то добиться рентабельности, некоторым хозяйствам придется уменьшить посевные площади, сэкономить при покупке семян или удобрений. Однако министр Александр Ткачев обнадежил аграриев, пообещав в мае — июне выделить дополнительные средства на льготные кредиты. «Ситуацию поправим»,— пообещал федеральный министр. Татьяна Косачева