Экономика
Компании
Рынки
Личный счет
Недвижимость
Курсы валют
Конвертер валют
Курс доллара
Курс евро

Интернет-банкинг Объем рынка интернет-банкинга неуклонно растет последние несколько лет. Банки инвестируют значительные средства в развитие своих диджитал-проектов, так как их удобство и безопасность способствуют притоку новых клиентов и поддержанию лояльности существующих. Участники рынка уверены, что вскоре все рутинные операции будут проводиться онлайн, а офисы банков трансформируются в консультационные центры. Алена Шереметьева Игорь Бутенко, заместитель директора по развитию диджитал-проектов диджитал-департамента , рассказал, что в феврале количество пользователей интернет-банка достигло 800 тыс. человек. Так, 80% кредитов и 70% депозитов в банке "Санкт-Петербург" сегодня оформляется онлайн, а доля дистанционной оплаты услуг приближается к 100%. Как сообщили в пресс-службе Северо-Западного банка Сбербанка, почти половина платежей приходится на " Онлайн" и SMS-банк и этот показатель продолжает расти. По словам Александра Солонина, заместителя руководителя департамента розничных продуктов, электронного бизнеса и CRM , 23% клиентов-физлиц банка ВТБ пользуется интернет-банком и мобильным банком. В планах кредитной организации довести эту долю до 30% в 2017 году. "Что касается юридических лиц, то 90% наших клиентов использует интернет-банк как основной канал взаимодействия с банком", -- рассказывает . "В нашем банке около 16% всех выдаваемых кредитов предварительно оформляется дистанционно (на стадии оформления и одобрения заявки). В целом электронные каналы банков покрывают до 80% операций, который клиент может совершить в офисе", -- отмечает эксперт. Спрос на рутинные операции В пресс-службе Северо-Западного банка Сбербанка рассказали, что самые популярные операции в "Сбербанке Онлайн" -- это платежи, P2P-переводы и переводы между своими счетами. Активнее всего растут переводы другим клиентам внутри банка и за его пределами. "Сегодня клиенты банка ВТБ, использующие дистанционные каналы, могут осуществлять любые платежи и переводы, узнавать задолженности по налогам, квартплате, штрафам. Кроме того, они могут оформить вклад и подать заявки на любой кредитный продукт, -- комментирует Александр Солонин. -- Физические лица в основном оплачивают онлайн мобильную связь, услуги ЖКХ, интернет, налоги, штрафы . Большой популярностью пользуется перевод денежных средств на карты". Господин Солонин отмечает, что пользователи дистанционных каналов для бизнеса существенно различаются как по возрасту, так и по своим служебным ролям. "Интернет-банком пользуется широкий перечень сотрудников бухгалтерских и финансовых подразделений компаний, руководители и собственники бизнеса. Они используют данный канал для формирования платежных поручений, осуществления конверсионных операций, отправки запросов в банк. Это очень удобно, так как в интернет-банке используется электронная подпись, позволяющая подписывать документы. Мобильным же банком пользуются в основном руководители и собственники бизнеса для проверки счетов, просмотра остатка", -- отмечает он. , управляющий филиалом "Петровский" , рассказывает, что технологии интернет-банкинга "Открытия" позволяют в онлайне обменять валюту по курсу, максимально приближенному к биржевому. "При оплате услуг ЖКХ в режиме реального времени можно не только гасить задолженность, но и передавать управляющей компании актуальные показания приборов учета. Фактически это позволяет полностью отказаться от необходимости получать квитанции и куда-либо ходить, а всю историю взаимоотношений с предприятиями ЖКХ можно отследить, не выходя из дома", -- добавляет госпожа Магеро. Борьба за клиента Банкиры признаются, что развитие интернет-банкинга является одной из приоритетных задач на ближайшие несколько лет. Финансовые учреждения готовы вкладывать в развитие этого ресурса существенные средства, так как удобный и безопасный интернет-банк способен генерировать приток новых клиентов. "Сегодня конкурентная борьба за клиента идет на уровне удобства пользования и предоставления разнообразных дополнительных "фишек"", -- уверяет Лариса Магеро. Олег Прокаев, дивизиональный директор блока "Розничный бизнес" филиала "Санкт-Петербургский" , отмечает, что клиенты высоко ценят постоянное совершенствование интернет-банка и мобильного банка и обращают большое внимание на функционал удаленных каналов взаимодействия с банком. Он рассказал, что с этого года клиент Альфа-банка может получить доступ к интернет-банку и мобильному банку полностью дистанционно. "Это стало возможно благодаря внедрению новой системы авторизации и регистрации -- по пин-коду. Важно, что такая регистрация обеспечивает большее удобство и высокий уровень безопасности для пользователя", -- делится господин Прокаев. Галина Ваганова, директор управления розничного бизнеса , считает, что для частных клиентов и предпринимателей удобный и многофункциональный интернет-банк может стать определяющим при выборе банка. "Тем не менее, для крупного и среднего бизнеса дополнительные функции и новшества в интернет-банке -- это не решающий фактор", -- считает госпожа Ваганова. В пресс-службе Северо-Западного банка Сбербанка заявили, что не могут раскрывать цифры, но сказали, что с каждым годом инвестируют в цифровой банкинг все больше. По словам Александра Солонина, спрос достаточно быстро окупает вложенные инвестиции -- как за счет прямого дохода от дистанционных каналов (комиссионный доход, оформление кредитных продуктов), так и за счет косвенных показателей, таких как вывод расчетных операций с фронт-линии отделений банка и освобождение ресурса менеджеров для проведения консультаций клиентов по оформлению кредитных продуктов. Денис Лавриненко, начальник управления развития интернет-банкинга , рассказал, что банк использует примерно на 80% собственные разработки, а большая часть расходов связана с оплатой труда специалистов банка. На защите финансов По данным "Лаборатории Касперского", которые приводит , генеральный директор аналитического агентства "Рустелеком", в третьем квартале 2016 года приблизительно 4,2% российских ПК-пользователей и 3% мобильных пользователей были атакованы банковскими троянами. Также в числе актуальных угроз для российских частных и корпоративных пользователей остаются программы-шифровальщики. Число новых модификаций шифровальщиков в третьем квартале выросло в 3,5 раза, а число атакованных пользователей -- увеличилось почти в 2,6 раза. Банки в постоянном режиме работают над совершенствованием систем защиты от киберугроз. Как сообщили в пресс-службе Северо-Западного банка Сбербанка, банки инвестируют в качество кода, а также в системы мониторинга, которые позволяют на основе данных вычислять подозрительные операции и таким образом бороться с мошенничеством. "Если операция расценивается как подозрительная, для ее подтверждения используется не одноразовый пароль в SMS-сообщении, а звонок в банк. Только после разговора с сотрудником контакт-центра и подтверждения личности клиента операция будет проведена. Кроме того, в "Сбербанке Онлайн" для Android встроен антивирус, который проверяет смартфон пользователя на наличие вредоносных программ", -- пояснили в пресс-службе Северо-Западного банка Сбербанка. Денис Лавриненко из Бинбанка отмечает, что используется комплекс мер, предотвращающий несанкционированный доступ к финансовой информации клиента и обеспечивающий безопасность доступа к средствам: двухфакторная авторизация, контроль сессий, система фрод-мониторинга, лимиты на проведение операций и другие способы защиты. "В нашем банке внедрена уникальная система, которая обеспечивает безопасность входа и подтверждения операции. Ключевые принципы, по которым мы строим все каналы и безопасность, -- сложное внутри, легкое снаружи, -- рассказывает Александр Солонин. -- Нужно учитывать, что безопасность -- это ответственность обеих сторон. Банк может построить и внедрить сотни безопасных систем, барьеров, антивирусов, но если клиент записывает пин-код на банковской карте или дает свои пароли третьим лицам, никакие технические новшества не помогут уберечь его от несанкционированного доступа к его счетам". Для юридических лиц банк использует криптографическую защиту с использованием устройства USB-токен iBank 2 Key, добавляет господин Солонин.

Рутина онлайн
Фото: Коммерсантъ в Санкт-ПетербургеКоммерсантъ в Санкт-Петербурге