Эксперты прогнозируют cнижение выручки кафе и магазинов до 40% на реконструируемых московских улицах

Падение выручки магазинов, расположенных на улицах, которые попали в программу благоустройства «Моя улица», может составить до 15-40%. Об этом рассказали опрошенные RNS консультанты и риелторы. Директор департамента консалтинга, аналитики и оценки S.A. Ricci Александр Морозов считает, что магазины могут потерять до 40% выручки и даже больше. «Что касается магазинов, ритейлеры могут потерять до 40% выручки и более (судя по опыту реконструкции Тверской). Во время реконструкции Тверской произошла значительная ротация арендаторов, не все магазины смогли позволить себе оставаться на самой дорогой с точки зрения аренды коммерческих площадей улице при сокращении торгового оборота и снижения выручки едва ли не наполовину», — сказал Морозов. По его мнению, ресторанам будет легче. «Если в ресторане вкусно готовят, у заведения особенная кухня, человек привык там бывать, вряд ли ремонт тротуаров помешает ему посещать любимое место», — рассуждает эксперт. «По нашим прогнозам, за время реконструкции владельцы магазинов и ресторанов потеряют в выручке до 15%, а некоторые игроки рынка, которые не смогут пережить ремонтные работы, и вовсе закроют свои заведения», — считает руководитель департамента стрит-ритейла по России Colliers International Екатерина Подлесных. По мнению управляющего партнера «Метриум Групп» Марии Литинецкой, в большей степени, как и в прошлом году, строительные работы отразятся на улицах с высоким пешеходным трафиком и большим числом различных заведений — таких как Тверская улица и 1-я Тверская-Ямская, Большая Лубянка, Старая, Новая и Славянская площади, Петровка, а также оставшиеся участки Бульварного и Садового кольца. В 2016 году собственники кафе, ресторанов, магазинов одежды и электроники отмечали снижение выручки на период строительных работы от 15% до 60% в зависимости от специализации, целевой аудитории и других особенностей, говорит Литинецкая. Как правило, больше всего страдали коммерческие объекты, ориентированные на массовый поток клиентов (продуктовые супермаркеты, недорогие кафе, магазины одежды и косметики). Бизнес, работающий с узкими клиентскими аудиториями, в меньшей степени испытал негативное влияние строительных работ, говорит она. «Пережив в прошлом году первую волну реконструкции, мы увидели, что для арендаторов период реконструкции становится ужасным. По опыту прошлого года могу сказать, что в этот период лишь немногие операторы стрит-ритейла съезжают, чаще ведут переговоры о снижении ставок и в итоге получают скидку в размере 10-15%», — отметила директор направления стрит-ритейл Knight Frank Виктория Камлюк. По ее словам, стрит-ритейл в Москве формировался десятилетиями и сразу после реконструкции ничего не поменяется: арендаторы заключают договора аренды на 3-5 лет и их ротация происходит примерно в эти же сроки. В 2017 году реконструкция затронет более 87 улиц и 40 км набережных. В понедельник, 10 апреля, власти Москвы сообщили, что строители приступили к основным работам по благоустройству городских улиц — на Бульварном и Кремлевском кольцах, Якиманской и Краснопресненской набережных, на Петровке и в трех Голутвинских переулках.