Малый бизнес оценил взятки проверяющим

Социологи РАНХиГС изучили траты предпринимателей на контроль В РАНХиГС оценили затраты малого бизнеса в связи с контрольно-надзорными мероприятиями. 15% респондентов признали, что в 2016 году платили чиновникам "неформальные вознаграждения" при проверках -- в среднем 28 тыс. руб. Эта цифра может быть занижена, говорят в Transparency International. По мнению же организаторов исследования, нужно не столько сокращать издержки бизнеса, сколько обеспечивать защиту граждан от последствий нарушений -- эти идеи они рассчитывают увидеть в Стратегии-2035, которую готовит ЦСР. "Ъ" ознакомился с итогами опроса 1 тыс. коммерсантов в 28 регионах РФ -- в марте 2017 года его провели Центр технологий госуправления и Центр социально-политического мониторинга РАНХиГС. Почти 95% респондентов -- индивидуальные предприниматели и представители малого бизнеса. Исследователи констатируют: так или иначе, мораторий на плановые проверки заработал -- в 2011 году респонденты аналогичного опроса в среднем принимали 3,3 контрольного мероприятия в год, в 2016 году -- 2,5 (чаще всего это были пожарные, трудовые, налоговые и санитарные проверки). Впрочем, авторы исследования отмечают "высокую частоту неформальных платежей" при проверках. Так, 15% респондентов отметили, что в 2016 году им довелось платить чиновникам, а средняя сумма "выплат" на одну проверку составила почти 28 тыс. руб. Чем крупнее бизнес, тем выше "вознаграждения", подчеркивает руководивший опросом директор Центра технологий госуправления РАНХиГС Владимир Южаков. Средний размер "неформального платежа" для индивидуальных предпринимателей составил 14 тыс. руб., для малого бизнеса -- 27 тыс. руб., среднему и крупному бизнесу приходилось отдавать уже 140 тыс. руб. Заместитель главы "Transparency International Россия" Илья Шуманов считает, что данные о взятках могут быть занижены: "Люди не склонны в таком сознаваться -- вопросы в лоб могли исказить картину". При опросе "Transparency International Россия" 2012 года, например, 51% малых и средних предпринимателей Калининградской области сознались в коррупционных нарушениях. Защита же от претензий силовиков стоит гораздо дороже 27 тыс. руб., говорит эксперт, предполагая, что речь могла идти о "неформальной благодарности" по итогам проверки. Затраты на контроль и надзор не ограничиваются "неформальными платежами". 12% респондентов РАНХиГС подчеркнули, что тратят до 123 тыс. руб. в год на юридическую помощь, чтобы избежать претензий проверяющих. Еще часть респондентов указывает на потери времени при последней проверке: 5% говорят о полном прекращении работы или срыве сделок, а 24% -- о сокращении часов работы. При этом контроль и надзор не позволяет обеспечить полную безопасность производства и продукции. Проверка никак не повлияла на качество продукции, говорят 83% опрошенных (еще 16% отмечают ее положительное влияние). Чуть выше (36%) доля тех, кто говорит о повышении безопасности производства после проверки. Реформа контроля и надзора (сокращение числа проверок и внедрение риск-ориентированного контроля) должна завершиться к 2024 году. Владимир Южаков, впрочем, отмечает, что этого мало -- "нужен не контроль как таковой, а защита от причинения вреда жизни, здоровью и имуществу граждан и организаций". Эта идея совпадает с предложениями, которые готовит Центр стратегических разработок в рамках Стратегии-2035: пока, по мнению бизнеса, проверки недостаточно ориентированы на решение этой задачи, говорит эксперт. Софья Окунь

Малый бизнес оценил взятки проверяющим
© Коммерсант