Покупатели точно проиграют

Любые ограничения для развития торговли — однозначный минус. От них вряд ли кто-то выиграет. Допустим, мы запретили работать гипермаркетам в воскресенье. Если учесть, что около 40 процентов трафика гипермаркетов приходится на выходные, то они понесут серьезные финансовые потери. И чтобы их возместить, будут вынуждены повышать цены. Кто проиграет? Разумеется, покупатель.К тому же если он привык делать покупки на всю неделю в выходные, заехав в гипермаркет, то далеко не факт, что он этой привычке изменит и будет обходить с полдюжины маленьких магазинов, чтобы купить все необходимое. Скорее он поедет в субботу утром именно в гипермаркет. Нетрудно представить, какие пробки из машин возникнут на подъезде к этим магазинам. И какие заторы — в самих гипермаркетах. И какие очереди к кассам. К тому же, я подозреваю, подобные ограничения будут способствовать повышению цен и в небольших магазинах «у дома». Ведь когда — пусть и на воскресенье — исчезнут столь серьезные конкуренты, почему бы цены и не увеличить? А вот увеличат ли небольшие магазины ассортимент? Вряд ли. Их площади, как правило, очень невелики. Лишнего места на прилавках нет. Вот и придется нам выбирать между двумя видами кефира, причем оба наверняка будут стоить дороже, чем в гипермаркете! Сегодня по объему торговых площадей на тысячу жителей мы как минимум в два раза отстаем от стран Европы и США. Поэтому, на мой взгляд, нужно не вводить запреты и ограничения для крупных торговых сетей, а всячески развивать малые форматы торговли — ярмарки, рынки, нестационарную и мобильную торговлю. Иными словами, нужно создавать условия для «маленьких», но не давить «больших». Потребительский спрос и оборот розницы — основные драйверы экономики. Если мы ограничим крупные торговые сети, то может упасть оборот розницы в целом. От этого не выиграет никто: ни продавцы, ни бюджет города, куда поступают налоги от торговли. К тому же, как мне кажется, малые магазины сегодня не являются конкурентами большим. Ведь они, чтобы выжить, просто предлагают товар, который редко встретишь в гипермаркетах. Например, фермерские продукты — молочные и мясные. В общем, крупные сети и «малыши» фактически дополняют друг друга. И не стоит государству в этот хрупкий баланс вмешиваться: ничего хорошего из этого вмешательства не выйдет.

Покупатели точно проиграют
© Вечерняя Москва