На широкую ногу: как российские ритейлеры наживаются на торговых наценках

Наша съемочная группа специально встала пораньше в выходной, чтобы увидеть, как "просыпаются цены". Оптовая база на окраине Москвы – это то место куда стоит пойти спозаранку, потому что вместе с помидорами на здешних прилавках уже созрели солидные скидки. Прошло всего три часа, и наша съемочная группа уже переместилась в сетевой магазин "не самого дешевого сетевого сегмента". Уже знакомые нам розовые томаты своей здешней ценой могут заставить покупателя покраснеть от удивления. И вот те самые розовые томаты, которые нам сегодня на базе предлагали по 160 рублей, здесь по 329 рублей, разница более чем в два раза. Конечно, любой хоть раз ходивший в магазин знает: в рознице цена на любой товар выше, чем у производителя. Надо же торговле на что-то жить? Не станем спорить с основами экономической теории, просто заметим: российскому ритейлу хочется жить на широкую ногу. Вопрос "торговой наценки", то есть разницы между ценами товаров вот на такой оптовой базе и на полках розничных магазинов, как и "квартирный вопрос" у Булгакова "испортил москвичей" и жителей регионов. Вокруг них было столько скандалов, столько сломано копий, и столько денег потрачено. Вот, на той же оптовой базе изголодавшихся за зиму сладкоежек клубника одарит только минимальной партией в пять кило. Но если поторговаться, то можно оставить деньги и на сливки. Но ведь "наши люди в булочную на такси не ездят". И закупаться на оптовой базе каждый день – тоже не наш метод. Обычный магазин в обычном районе – вот наш ежедневный маршрут. Наш корреспондент решил выяснить, "обычное" ли ценообразование в "стандартном" магазине. Выясняется, что "сливки" на самом деле снимают с любителей полакомиться клубникой в сетевых магазинах. Конечно же сетевые магазины не закупаются на оптовых базах. Они берут товар гораздо дешевле. Напрямую - у производителей. Как правило, огромными партиями, на длительные сроки. Да еще, как уверяют все опрошенные нами в ходе подготовки этого сюжета производители, постоянно требуют скидок, от 5 до 50%, в зависимости от вида товара и размера партии. "За последние 5-8 лет гипермаркеты и сети гипермаркетов продавали так дешево, что вытеснили с рынка весь малый и средний бизнес. Ну человек имел в городе два магазинчика, пять магазинчиков, один магазинчик. Вот этого ничего не стало. В Москве еще не так ярко заметно. Но поезжайте в любой город: Орехово-Зуево, Шатуру, Воскресенск. Там есть 2-3 ритейлера по несколько магазинов, а малого и среднего бизнеса, которые могли бы составить конкуренцию – их просто нет", - заявил член президиума общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России" Юрий Савелов. Конкуренции все меньше, зато спрос есть. Ведь завтракать, обедать и ужинать хочется всем, и направление "продукто-добычи" зачастую предопределено – только "супермаркет рядом с домом". Если в 2016 году средний размер торговой наценки в федеральных торговых сетях варьировался в диапазоне от 25 до 40%, то в 2017 году та же наценка составляет 50–70%, увеличение в два раза! Хотя, казалось бы, вступившие с 1-го января этого года в силу поправки к "Закону о торговле" должны были рост цен "накруток" если не остановить, то хотя бы замедлить. До этого ритейлеры брали с поставщиков так называемую бэк-маржу— плату за маркетинговые, информационные и прочие услуги в размере тех самых 20–40% от стоимости товара. Теперь же магазинам от производителя продуктов может достаться только 5 % – премия либо за услуги, либо за объёмы проданного. В распоряжении РЕН ТВ оказались кадры одного из рейдов по магазинам, в рамках проекта "Честная цена", призванного как раз мониторить рост цен после недавних поправок. Цены не упали, совсем наоборот. Ограничения маржи большому ритейлу все равно что "моржу дробина". "Некоторые сети, получив ограничение в законе во взаимоотношениях с поставщиками, пытаются компенсировать свои выпадающие доходы. В частности, как один из приемов, они вводят драконовские штрафы, буквально драконовские штрафы за опоздание при поставке товара", - заявил руководитель проектов "Народный контроль", "Честная цена", депутат Мосгордумы Александр Семенников. Ну а когда страдает поставщик, то и покупателю не легче. Следующим адресом нашего мини-исследования стало Общество защиты прав потребителей. Тут целую карту жалоб нарисовали: 116 заявлений из 34 регионов. Треть России жалуется на снижение ассортимента и одновременный рост цен. В топы-проблемные регионы вошли Дагестан, Карелия, Мурманская, Архангельская, Ленинградская области, а также Пермский и Красноярский края и даже, казалось бы, "сытый" Санкт-Петербург Саратовская пенсионерка Татьяна Зиновьева идет с тяжелыми сумками по обочине дороги, а говорит: все равно что по обочине жизни. Из еще уцелевших в городе несетевых магазинчиков, по ее наблюдениям, исчезают продукты "среднего класса", во те же помидоры, а возвращаются уже в другой ценовой категории. "Зря список писала – яйца, колбасу не купила, яйца дорогие придется на рынок ехать", - говорит она. Пенсионерке и невдомек, что временные пропажи той же колбасы из магазина шаговой доступности, возможно, связаны с беспрецедентным конфликтом в истории взаимоотношений ритейлеров и поставщиков. Первый вице-президент одного из крупнейших в России компании-производителей только для РЕН ТВ рассказывает, как руководитель одной федеральной торговой сети предлагал внести крупную сумму за продолжение сотрудничества. "Есть такое понятие, как "билет на самолет", если вы хотите лететь дальше», пожалуйста, оплатите "билет на самолет", если вы хотите работать, пожалуйста, заплатите 40 миллионов рублей без НДС. Мы уже там, за то, чтобы нас не выкинули…У нас было замешательство. Я говорю: "А что будет, если мы не заплатим?" Нам в открытую говорят: "Мы расторгнем с вами контракт", - рассказала первый вице-президент компании-производителя колбасной продукции Эльвира Агурбаш. Теперь производитель готовит к ритейлеру сразу два судебных иска – требуя вернуть непонятно за что заплаченные в обще сложности 104 миллиона рублей. "Я знаю, что в таком состоянии находится громадное число производителей, и все молчат. Такое ощущение, что существует негласный "орден". Договоренность "Мы держим такую-то цену среднюю цену на рынке, и тот поставщик, который, как мы, противится этому, ему устраивается "общественное линчевание". Чтобы другим поставщикам было неповадно", - заявила Агурбаш. Но в кругах ритейлеров особой проблемы в этом и других подобных конфликтах не видят. И сверхвысокие торговая наценки рознице не кажутся чем-то странным. Многодетная мать-одиночка Светлана таких умных слов как кросс-субсидирование часто не употребляют. Зато после походов магазины с их постоянно меняющимися ценниками в лексикон просятся совсем другие выражения. Их на кухне приходится сдерживать – ведь готовят пасхальные куличи, которые теперь стали еще дороже. "Килограмм творога ушло, то есть это 130 рублей, масло сливочное рублей 50, яйца 30 рублей, сахар стакан. Еще рублей 20. Сливки 50 рублей, они подороже. Если все рассчитать на 3 пасхи рублей 60-70 выходит", - рассказала Светлана Садовых. И эта семья сейчас перешла на поездки по оптовым рынкам, несмотря на все транспортные расходы, так выходит даже дешевле, чем в супермаркетах. В этом убеждаемся и мы, продолжая свою "оптово-розничную челночную вахту". В Обществе защите прав потребителей написали письмо в Правительство. Именно оно ответственно за продовольственную безопасность. Но надежды на чиновников очень мало, поэтому общественники предлагают гражданам самими позаботиться о припасах. "Чемоданчики, может быть, и не надо. Но запастись продуктами длительного хранения не помешает. Во-первых, это сэкономите бюджет, если вы закупите все сразу или получите скидку на оптовых рынках. На наших чиновников надо надеется, но мы все же в России живем, многие относятся со скепсисом", - сказал председатель Общество защиты прав потребителей "Общественный контроль" Михаил Аншаков. И действительно, у нас так часто: бывает "невидимая рука" рынка вдруг оборачивается рукой костлявой, да еще и промышляющей в вашем кошельке. Прямо не отходя от кассы в магазинах шаговой доступности, от которых иногда стоит держаться подальше.