Жертва амбиций: как маркетолог из Москвы стала консьержем в Санкт-Морице и не пожалела об этом

К моменту увольнения за моими плечами была успешная карьера в PR-консалтинге в разных компаниях — в том числе на руководящих позициях в ведущих российских агентствах Edelman Imageland и SPN Ogilvy. Все шло хорошо, но в какой-то момент я поняла, что моя работа в этой сфере больше не приносит мне удовольствия, как раньше, когда я могла работать 24 часа в сутки без выходных и не замечать хода времени. Как сказала однажды моя коллега про свое профессиональное выгорание: «Я просто перестала чувствовать себя счастливой». В какой-то момент я прочувствовала именно это состояние. Я задумалась, чем бы мне хотелось дальше в жизни заниматься, чтобы вернуть себе свой былой драйв. Ведь именно благодаря этому самому драйву я была одним из лучших специалистов на прошлых работах. Поиск своего призвания занял у меня около двух лет. Я пыталась вспомнить, что мне нравилось делать раньше, что приносило удовольствие, к чему я проявляла интерес. Например, вспомнила, что в первом классе основала команду, начитавшись книг Гайдара: собрала детей и вместе мы помогали пожилым соседям и одиноким старикам. Приносить людям счастье, делать полезное и делать это от души — вот что нас вдохновляло. К этому занятию прибавилась организация разных мероприятий для соседей, родителей и т.д. Конечно со временем интересы менялись, но все они были взаимосвязаны. Оказалось, все, что мне нравится, относится к сфере гостеприимства. Таким образом выбор был сделан, оставалось понять, как в эту сферу попасть. Я рассматривала несколько вариантов для учебы. Выяснила, что в мире существует целый ряд элитных школ менеджмента в сфере гостеприимства, которые предоставляют MBA-программы. Но лучшая – EHL (École hôtelière de Lausanne) в Швейцарии. Я не очень хотела учиться в этой стране, но сравнив несколько школ и программ, выбор все же пал EHL. Она дает возможность получить специализированный Executive MBA в сфере гостеприимства студентам с опытом работы, в том числе и тем, кто идет учиться искусству гостеприимства в уже в солидном возрасте. И впоследствии я ни разу не пожалела о своем решении. Обучение в Швейцарии — довольно дорогое удовольствие, включая проживание. В моем случае стоимость без проживания была сравнима с программами MBA в ведущих бизнес-школах США, Англии, Франции (€50 000-60 000). На оплату обучения я взяла кредит, тем более что сумма была довольно ощутима – как раз тогда резко обрушился курс рубля к евро. Но в EHL довольно гибкая система оплаты за обучение. Например, можно получить грант или договориться об альтернативной схеме оплаты. При этом я знаю студентов, которые несколько лет копили деньги, чтобы попасть в эту школу. Я понимала, что это мой главный шанс, чтобы развернуть профессиональную судьбу и перейти в новую индустрию. На то, чтобы принять окончательное решение, меня вдохновили и истории выпускников EHL — career switchers, которым удалось сделать карьеру в сфере гостеприимства, имея за плечами солидных опыт в других отраслях. Так, например, один из выпускников, бывший юрист, после окончания школы ушел в гостиничную сферу и довольно быстро стал генеральным менеджером в одном из английских отелей. Учеба в EHL дала возможность, в том числе, понять на собственном опыте, что такое отельный бизнес и работа в сфере гостеприимства. Благодаря моему ментору (программе Business Godfather, которая позволяет любому студенту EMBA получить наставника, который помогает больше узнать об индустрии и обрасти контактами), у меня была возможность в качестве практиканта поработать практически на всех начальных позициях в отеле Kem inski в швейцарском Санкт-Морице. Главное впечатление: этот бизнес оказался намного сложнее, чем я себе представляла. Здесь я увидела два мира — мир офисных работников (бэк-офис), занимающихся управлением предприятия, и мир «сотрудников на передовой» (фронт-офис) – именно они работают и общаются напрямую с гостями. Это очень человекоориентированный бизнес. Существовать во втором мире оказалось сложнее, чем я думала, но мне это понравилось. Я нашла в этом такой драйв, которого давно не получала в пиаре и консалтинге. Здесь нужно было всегда находиться в движении, постоянно решать новые проблемы, сталкиваться с новыми вызовами, общаться с разными департаментами и т.д. А награда всему этому — видеть, как результат твоих действий меняет людей и делает их счастливее. К тому же этот бизнес оказался очень динамичным — малейшие изменения в политике отеля, в атмосфере, не только цене, могут влиять на твоих гостей, на их решение приехать вновь, остаться дольше, порекомендовать отель и т.д. И, соответственно, ты сразу видишь результат своих действий — а это тебя вдохновляет и мотивирует работать еще более продуктивно, быть проактивным и креативным. Также здесь я увидела, что люди, которые работают в отельном бизнесе по-настоящему увлечены своим делом — это как раз те, кого называют assionate eo le. Здесь по-другому невозможно, ведь в сфере гостеприимства именно люди являются твоим главным активом — будь это твои гости или твои сотрудники. Те, с кем ты работаешь, и должны стать частью твоей семьи, если ты хочешь добиться успеха. Чуть что не так — они это сразу почувствуют. В течение месяца я была trainee (стажером) в основных департаментах отеля — на ресепшен, в F&B (ресторанах, баре, рум-сервис) в отделе, бронирования, маркетинга и продаж. Причем это были достаточно низкие позиции — ассистентов, младших менеджеров, линейных служащих. Но с моим предыдущим опытом я довольно быстро обучалась. Я выходила на уровень выше — просила более сложные задания, задавала много вопросов, начинала оптимизировать работу, старалась привнести свой менеджерский опыт, быть проактивной и предлагать свои услуги там, где от меня особо ничего не ждали. Например, на утренних планерках я предлагала идеи, которые помогали избавиться от возможной головной боли впоследствии. В департаменте F&B я помогала менеджеру в подготовке отчетов об операционной деятельности, участвовала в разработке плана на следующий год. В отделе резервирования я готовила сборник отчетов об операционной деятельности, работала с базами данных и русскими клиентами, помогала в бюджетировании. Довольно быстро я стала выполнять работу, предполагающую более высокие позиции в штате отеля. Причем коллеги, видя, что я проявляю инициативу, не пытались ставить меня на место, а наоборот — прислушивались, поощряли и помогали развиваться там, где мне это было интересно. Сомнений за время практики, правильный ли я сделала выбор, практически не возник ло — все это время я понимала, что мне нравится и сама сфера гостеприимства и то, чем я занимаюсь в данный момент. Главный урок, который я для себя вынесла — я еще раз убедилась в том, чему нас учили в EHL – быть увлеченным своим делом, поскольку hos itality не профессия, а призвание. И если ты это любишь, то у тебя высокие шансы преуспеть в этом бизнесе. Но также еще и важно было не бояться делиться своими идеями как можно улучшить и оптимизировать рабочие процессы и пользоваться возможностью общаться с генеральным менеджером и другими топ-менеджерами. Одним словом, не бояться быть «выскочкой». Но главное не забывать, что отельный бизнес – это, прежде всего, команда. Ты не можешь быть один, сам по себе, иначе у тебя ничего не получится. Топ-менеджеры из гостиничного бизнеса, с которыми я встречалась во время учебы и консультировалась насчет своей карьеры, предупреждали меня, что придется пожертвовать своими амбициями, если хочешь по-настоящему узнать, как все работает в отеле, начать со стартовых позиций и выйти на следующий карьерный уровень. Это подтвердила и моя практика. Я увидела, много нюансов, которые можно узнать только в процессе работы. Career switchers типа меня, выбравшим карьеру в операционном отельном бизнесе, придется чем то жертвовать, если хочешь дорасти, например, до генерального менеджера отеля. Как минимум – временем и доходом. Другой путь для таких как я — уйти в корпоративный офис (в штаб-квартиру) отельного бренда, в бизнес-девелопмент или консалтинг. Возможности довольно широкие. А для кого-то путь короче. Все зависит от твоей цели, предыдущего опыта и амбиций. Более того, школа делает все возможное, чтобы выпускник получил желаемую работу как можно быстрей благодаря своей сети выпускников и репутации. Уже сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, что решение поменять карьеру после 40 лет себя целиком оправдало – я вновь обрела интерес к работе, ко мне вернулся былой азарт. Каждый день я замечаю за собой, что мне не терпится внести свой личный вклад в общее дело, которое приносит удовольствие не только мне, но и окружающим людям, и клиентам – в первую очередь. А это – дороже любых денег.