Экономика
Компании
Рынки
Личный счет
Недвижимость
Курсы валют
Конвертер валют
Курс доллара
Курс евро

МСБ Представители бизнеса Ленобласти активно занимают неосвоенные трудовые ниши. Одни налаживают массовое производство итальянского печенья кантуччи или меда с янтарным экстрактом, другие -- шьют норвежские куклы тильды и готовят крафтовые сыры из козьего молока. По информации Росстата на 1 января 2017 года, в Ленобласти работает почти 61,4 тыс. субъектов малого и среднего бизнеса (МСБ), что на 2,5 тыс. больше, чем год назад. Из них более 43 тыс. -- это индивидуальные предприниматели, почти 16 тыс. -- микропредприятия, 2 тыс. малых и всего 247 средних предприятий. По предварительной оценке, оборот МСБ в Ленинградской области за прошлый год составил 436,6 млрд рублей. Отдельного учета бизнесменов, занятых в "нишевых" сегментах производства или предоставления услуг, в регионе не ведется. Но по наблюдению председателя комитета по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Светланы Нерушай, число производителей редких товаров с каждым годом растет. Некоторые из них уже готовятся поставлять свою продукцию на экспорт. "Узкие, специфичные ниши для предпринимателей -- это реальная возможность, во-первых, найти свой рынок сбыта и своих потребителей в Ленобласти, а во-вторых, представить новый, часто необычный и интересный товар или услугу", -- считает госпожа Нерушай. Вся соль в янтаре Предпринимательница Елизавета Федосеева, по образованию режиссер, построила семейный бизнес на специях. Около семи лет назад они с мужем и родителями продали квартиру в Пушкине; взяв кредиты и использовав накопления, купили дом в Гатчинском районе с участком для выращивания трав: мяты, орегано, петрушки, укропа, кинзы, майорана, базилика. В итоге организовали ООО "Сфера", которое специализируется на производстве приправ, разработанных по собственным рецептам. В бизнес на старте было вложено около 40 млн рублей. Сейчас в собственности у семьи 2 га земли и 1000 кв. м производственных помещений. Они выпускают около 50 наименований приправ, которые поставляют в сети, на производства и в сферу HoReCa (рестораны, кафе, отели). Годовой оборот от продажи специй составляет около 25 млн рублей, треть из которого -- прибыль. Ее, по признанию госпожи Федосеевой, они вкладывают в развитие нового, уникального направления -- производство янтарной воды и янтарного меда, которые, как заверяет предпринимательница, не имеют аналогов в мире. "О возможности выделения из янтаря экстракта у нас в России я узнала, когда снимала фильм об этом камне, -- рассказала Елизавета Федосеева. -- Так пришла идея добавлять его в продукты. Для этого закупили специальное оборудование. Вода и мед с экстрактами янтаря -- премиальные продукты из-за сложной технологии производства и стоимости сырья, которое везем из Калининграда". Продукция распространяется в сувенирных магазинах Москвы и Петербурга, рассчитанных на китайских туристов, среди которых продукт весьма популярен. Янтарь в Китае особо почитают. Елизавета Федосеева сообщила, что семья готовит необходимые документы для поставки товара в Поднебесную. От экспорта нестандартного продукта она рассчитывает выручать 10-15 млн рублей ежемесячно. Со вкусом Италии Бизнес другой предпринимательницы, Ларисы Маничевой, связан с Италией. Два года назад экс-гендиректор ООО "Первое хлебопекарное объединение", выпускающего продукцию под торговой маркой "Дарница", выкупила у холдинга "Петрохлеб" завод, специализирующейся на продуктах двойного запекания. Мощность завода составляет 300 тонн в месяц. На приобретение и модернизацию производства потребовалось около 40 млн рублей собственных и заемных средств, а также вложений частных инвесторов. На собственном предприятии ООО "Сясьстройский хлебозавод" бизнесвумен в августе прошлого года организовала производство итальянского печенья кантуччи. "Сухари являются низкомаржинальным продуктом (5-15%). При этом, по данным статистики, данный рынок стагнирует. По сравнению с обычными сухарями, кантуччи -- сложный в изготовлении продукт, но и его маржинальность выше -- от 15%", -- объясняет Лариса Маничева. ГК "Поляница", в состав которой входит "Сясьстройский хлебозавод", принадлежит приоритетное право на использование бренда "Кантуччи" в России. Новый товар предпринимательница вводит в розничную продажу через сети X5, "Лэнд", "Призма" и "Азбука вкуса". Кроме того, госпожа Маничева ведет переговоры о контрактном производстве кантуччи для итальянских компаний, поставляющих аналогичный продукт в Россию. Сырная голова раньше работала коммерческим директором радиостанции "Монте-Карло" в Санкт-Петербурге, руководила отделом продаж на "Юмор FM". Теперь владеет хутором на 4 га земли в Приозерском районе, где уже почти год с друзьями производит крафтовые сыры из козьего и коровьего молока. "Нам нужно еще минимум 20 га, чтобы сено заготавливать для наших животных и развивать хозяйство. Земля дорогая, и найти подходящий участок сложно, все роздано по паям: стоит, а взять никак", -- сетует индивидуальная предпринимательница. На стартовый капитал для бизнеса пошли все сбережения и деньги от проданной в Петербурге квартиры. Друзьям удалось получить областной грант на развитие фермерского хозяйства. Всего на старте в дело пошло около 10 млн рублей. Оборудование для производства сыра нашли в Ярославской области, а закваску покупают в Европе. На хуторе предлагают десяток видов сыра. В день производят около 4-6 кг, которые расходятся среди друзей и знакомых. "О прибыльности говорить еще рано. Сейчас только вложения. Надо строить сыроварню, сырохранилище, закупать еще оборудование. Молочное производство обещает прибыльность на восьмой год", -- подсчитала Татьяна Пугачева. Готовь деньги летом и с середины 1990-х шьют сумки и рюкзаки изо льна. Последние пять лет они осваивают технологию производства норвежских тряпичных кукол (тильда), которые продают через интернет, на сезонном рынке в Выборге и на рождественской ярмарке в Петербурге. "В прошлом году продажи на ярмарках в Петербурге упали на треть, в Выборге -- наполовину. Покупают игрушки в основном русские туристы", -- говорит Елена Носова. Куклы она шьет изо льна, который заказывает на предприятиях Белоруссии или Литвы. "Раньше работали с фабриками в Ярославской области, Иванове, Вологде, но они все обанкротились. Нет в России сейчас своего льна. После конфликта с Турцией возникли проблемы и с покупкой мелкой фурнитуры, китайская хуже по качеству", -- рассказала индивидуальная предпринимательница. По ее словам, самое "урожайное" время для продаж -- туристический сезон с апреля по ноябрь. В этот период в месяц без вычета налогов можно заработать до 30 тыс. рублей. Почти все заработанные за этот период средства уходят в течение года на закупку сырья. "На одном этом ремесле не проживешь, но у нас есть еще пенсии", -- признается Елена Носова. В теплый сезон получает прибыль и индивидуальная предпринимательница Анастасия Атаджанова. На собственной автолавке она развозит продукты в отдаленные деревни Подпорожского района (300-350 км от Петербурга), где нет постоянных стационарных магазинов. На ее обслуживании около десяти сел, а зимой всего пять с 30 покупателями (остальные пустуют без дачников). Для жителей деревень она не только поставляет продукты, но и платит по их счетам и кредитам в городе, покупает лекарства. С мая по октябрь с развоза продуктов и работы трех собственных небольших магазинов 26-летняя девушка получает 500-600 тыс. рублей, с которых надо вычесть 150 тыс. рублей расходов на бензин. Анастасия признается, что заработанные летом деньги уходят зимой, когда прибыли нет. "Но мне моя работа нравится. Я с 13 лет в торговле. Сначала помогала маме в стационарном павильоне, потом развозила продукты на "Газели". Чтобы купить автолавку (около 1,3 млн рублей), продали дачу", -- поведала она. Тугой заем По словам заместителя председателя совета директоров площадки взаимного кредитования "Город денег" Юлиана Лазовского, бизнес сегодня открыть "очень легко" -- достаточно лишь заплатить за регистрацию компании и открытие счета. "Однако получить кредит малому бизнесу крайне сложно. Мы получаем большое количество запросов на финансирование сельхозпроектов (в первую очередь -- молочного животноводства и переработки молока). Проблема в том, что большинство из них являются стартапами, существующими только на бумаге, а их владельцы -- людьми, никогда не занимавшимися бизнесом, что приводит к отказам в выдаче займа", -- объясняет эксперт.

Мал, да оригинал
Фото: Коммерсантъ в Санкт-ПетербургеКоммерсантъ в Санкт-Петербурге