Войти в почту

Перевозки Компаниям различных секторов экономики собственная логистическая служба обходится в среднем на 30% дороже, чем использование аутсорсинга транспортных услуг. Когда выгода неочевидна, нередко срабатывает комбинация этих вариантов. Однако в России, согласно статистике, контрактникам доверяют примерно вдвое меньше, чем за рубежом. Лидия Горборукова По данным компании City Ex ress, доля аутсорсинга логистики в России составляет только 25-30%, в то время как в западных странах она достигает 50-60%. Основной фактор, сдерживающий развитие отечественных контрактных перевозок, -- предубеждение, что это дорого, малоуправляемо и рискованно, отмечает генеральный директор City Ex ress Алексей Кичатов. Руководитель петербургского подразделения логистической компании "Даксер" Никита Карагодин поясняет: "В Европе рынок логистических услуг сформирован достаточно давно, он структурирован и имеет высокую конкурентную среду. Поэтому западные компании предпочитают отдавать на аутсорсинг максимальное количество процессов, непосредственно не связанных с производством или торговлей собственной продукции. В России рынок 3PL (third arty logistics, получение полного комплекса логистического сервиса через посредника. -- SR) находится в стадии формирования, поэтому качество сервиса имеет большой потенциал роста. Исходя из этого, многие российские ритейлеры и производственные компании предпочитают организовывать грузоперевозки своим подвижным составом". Развитие логистического аутсорсинга в РФ происходит в основном за счет иностранных производителей, пришедших на российский рынок, подтверждает это наблюдение коммерческий директор "Gefco Россия" Никита Пушкарев. Щедрая экономика Крупнейшие отечественные холдинги сегодня также активно интересуются сокращением логистических затрат через перенос этих функций на аутсорсинг. И это действительно выгодно, так как собственная логистическая служба обходится дороже. При небольших объемах перевозок она не только не окупает себя, но и требует постоянных затрат на содержание автопарка и складских площадей, говорит господин Кичатов. Среди преимуществ логистического аутсорсинга он перечисляет более глубокое понимание провайдером специфики рынка, наличие у него большего штата квалифицированных сотрудников, современных IT-систем, а также возможности быстрее реагировать на любые изменения рынка. По оценкам руководителя группы повышения операционной эффективности и партнера КПМГ в России и СНГ Елены Устюговой, с 2013 по 2015 год рынок аутсорсинга логистических услуг в стране вырос с 2,5 до 4,5 млрд рублей. "Компании-заказчики достигают значительной экономии -- от 20 до 30% от стоимости содержания транспорта внутри организации. Прежде всего за счет сокращения персонала, снижения затрат на текущий ремонт и горюче-смазочные материалы", -- перечисляет эксперт. Первый заместитель генерального директора "Грузовичкоф Аутсорсинг" Ян Жигалко проводит пример: "Парк любого среднего бизнеса, такого как мясоперерабатывающий завод "Алешкины зори" или "Петрохолод", составляет в среднем 15-20 автомобилей, в обслуживании которых задействовано от 100 до 300 человек. Затраты на содержание этого парка складываются из стоимости машин, ремонта и амортизации, фонда оплаты труда и социальных выплат, обучения, аренды парковки и гаражей, простоев. Поэтому субъекты малого предпринимательства вообще не могут позволить себе собственный автопарк, если это не основное направление их деятельности, а средний и крупный бизнес теряет на этом значительные средства. Работая с нами, компании экономят в среднем 30% бюджета за счет отлаженных бизнес-процессов". Генеральный директор ГК "Аэроклуб" Денис Матюхин отмечает, что в случае транспортного аутсорсинга у заказчика есть решение и одновременный контроль над перевозками. Например, заказчик услуги может быть уверен в наличии GPS и системы double check, а также "плана Б" на случай опоздания, поломки авто или ДТП, что достаточно затратно для реализации в собственном автопарке с точки зрения финансов и времени. Сторонние компании, специализирующиеся на пассажирских перевозках, могут гарантировать безопасность передвижения за счет прохождения плановых техосмотров и регулярного обслуживания авто. Транспортная комбинаторика Совладелец и генеральный директор ООО "Вторчермет-Находка" Артур Нурмухамедов говорит, что на принятие решения о наличии собственного автопарка влияет несколько факторов: бизнес-модель компании, среда ее функционирования, масштаб деятельности и ресурсы, которыми она располагает. "Если от качества доставки зависит удовлетворенность клиента, то, безусловно, следует создавать собственную службу грузоперевозок. Но если услуга доставки для компании является не одним из ключевых этапов цепочки создания стоимости, то услугу по перевозкам целесообразнее вывести на аутсорсинг", -- уверен эксперт. Елена Устюгова напоминает, что при выборе контрактной модели у заказчика есть варианты: он либо привлекает сторонние организации для оказания транспортных услуг, либо создает собственную дочернюю организацию на базе своих (инсорсинговых) транспортных подразделений. Многие компании решают вопросы грузоперевозок, используя смешанные схемы. Например, у "Coca-Cola HBC Россия" есть как собственный парк автомобилей, так и партнеры, которые оказывают 2PL (second arty logistics, привлечение подрядчиков для выполнение отдельных логистических операций. -- SR) и 3PL-услуги, сообщил директор по логистике и планированию производителя напитков и соков Андрей Павлович. Пивоваренная компания "Балтика" также использует и собственный автопарк, и привлеченный транспорт, сообщили в пресс-службе предприятия. Например, развозку сотрудников в Петербурге и Новосибирске "Балтика" перевела на аутсорсинг. "В данном случае стоимость сторонних услуг дешевле. Что касается грузоперевозок, то у нас есть определенная система, в которой рассчитано, какие направления нам выгоднее возить собственным транспортом, а какие привлеченным. Например, при доставках небольшим транспортом 80% грузов компания перевозит самостоятельно", -- прокомментировали в фирме. Кроме того, на рынке появилось много посредников, которые выступают промежуточным звеном между заказчиком логистической услуги и грузоперевозчиком. Такова, например, система iCanDeliver, которая по аналогии с сервисами пассажирских перевозок определяет ближайшую свободную машину перевозчика и назначает заказ на нее. Как пояснил директор по логистике iCanDeliver Евгений Соколов, система предоставляет доступ к большому парку проверенных перевозчиков -- более 24 тыс. Еще один сервис, laytender.ru, предлагает своим пользователям найти наиболее выгодный вариант для привлечения подрядчиков в любой области, будь то ремонт или грузовые и пассажирские перевозки. Издержки особого положения За счет того, что Петербург расположен на побережье Балтийского моря в непосредственной близости к странам Европейского союза и крупнейшим портам Европы, через город проходит существенная доля экспортно-импортных грузов России. По подсчетам Алексея Кичатова, экспедиторские компании Петербурга и Ленинградской области обслуживают около 20% от общего объема грузоперевозок России. Но из-за санкций и снижения курса рубля осложнилась деятельность как локальных компаний, так и представительств федеральных логистических групп. В Петербурге сегодня функционирует не менее 180 транспортных компаний, сообщил исполнительный директор транспортной компании Traft Артур Мурадян. По подсчетам аналитиков Traft, из общего числа грузовых компаний в Петербурге не менее 55% активно использует аутсорсинг грузоперевозок, а 25% продвигает его как отдельную услугу для своих крупных клиентов. Ян Жигалко говорит, что в Петербурге велика доля "черных" перевозок -- частников и компаний, маскирующихся под частников. Услуги логистического аутсорсинга в городе оказывает не более пяти компаний, считает он. Доля "Грузовичкоф Аутсорсинг" на рынке, по собственным оценкам компании, составляет более 40%. "К сожалению, количество игроков значительно сократилось за последние два года из-за снижения средней стоимости поездки и повышения требований к качеству услуги", -- пояснил эксперт. Среди поставщиков сервиса в Петербурге эксперты называют "Интерсервис", "Интерпрайм", "Рентомобиль", "АвтоРента", "Грузовчикоф" и группу "Деловые линии". Пассажирскими перевозками занимаются, например, трансферная компания Iway, "Козырев и Ко". Качество -- на колесах В Северной столице рынок транспортного аутсорсинга способен полностью удовлетворять потребности клиентов, считает директор PlayTender Александр Куликов. По его словам, специализированные организации предоставляют услуги аренды автомобиля с водителем, аутстафинг, развозку сотрудников до места работы, транспортировку на корпоративные и иные мероприятия, грузоперевозки. Стоимость, как правило, зависит от класса автомобиля, объема заказа, периода найма, маршрута, сезонности и дополнительного пакета услуг (детские кресла, бар, водитель со знанием иностранных языков). Стоимость разовых транспортировок начинается от тысячи рублей за час. Минимальная стоимость четырех часов работы "Газели" в пределах КАД с НДС, по словам Никиты Карагодина, может составлять от 3 тыс. рублей, а шесть часов работы шаланды будут стоить от 9 тыс. рублей. Зачастую цепочка грузоперевозок удлиняется, так как компания-исполнитель сама использует аутсорсинговые машины. В этой связи Артур Мурадян призывает заказчиков тщательно проверять качество получаемых услуг. "Крупные логистические компании, зная об этой специфике, вкладывают ресурсы в развитие клиентского сервиса. Это направлено на то, чтобы любой, даже самый посторонний аутсорсинговый перевозчик, пройдя по цепочке заказа через бренд грузовой компании, был "упакован" всеми конкурентными преимуществами конкретной компании и знал, как их реализовывать для клиента на практике", -- пояснил эксперт. По мнению генерального менеджера по транспорту холдинга AsstrA Олега Гребенько, одной из причин низкого качества услуг грузоперевозок может стать изношенность парка транспорта, несмотря на то, что давно понятно: невозможно оказывать высококачественную услугу на старой технике.

Встать на чужие рельсы
© Коммерсантъ в Санкт-Петербурге