Экономика
Компании
Рынки
Личный счет
Недвижимость
Курсы валют
Конвертер валют
Курс доллара
Курс евро

Экс-чиновник пострадал за этику

У чиновников, переходящих в госкомпании, могут возникнуть проблемы с работой. Как стало известно "Ъ", причиной недавнего увольнения топ-менеджера после пяти месяцев работы стало представление . Там посчитали, что экс-чиновник нарушил антикоррупционное законодательство, не согласовав свой переход в госкомпанию с поста заместителя главы в рамках официальной процедуры. Теперь господин Потапов пытается оспорить увольнение в суде. Перспективы иска юристы предсказать не берутся, отмечая отсутствие широкой практики.
Топ-менеджер ОАО РЖД уволен по требованию Генпрокуратуры
Фото: КоммерсантъКоммерсантъ
Бывший директор департамента корпоративного имущества ОАО РЖД Павел Потапов вчера подал в Тверской райсуд Москвы иск о признании незаконным представления Генпрокуратуры, ставшего основанием для его увольнения (копия есть у "Ъ"). Иск господина Потапова к ОАО РЖД в Мещанском райсуде Москвы с требованием восстановить его на работе зарегистрирован 31 марта, 11 апреля судья Наталья Русинович уже провела беседу с представителями сторон. В Генпрокуратуре не располагают информацией об иске, в ОАО РЖД обсуждать ситуацию отказались. Связаться с Павлом Потаповым не удалось.
Трудовой договор с экс-чиновником заключен 5 декабря 2016 года, до этого он восемь лет проработал заместителем руководителя Росимущества, курируя земельные отношения. Но глава ОАО РЖД , по данным "Ъ", пригласивший на работу господина Потапова, подписал приказ о его увольнении с 10 апреля. Поводом стало представление Генпрокуратуры от 21 марта. В нем говорилось, что Павел Потапов был принят в ОАО РЖД в нарушение ч. 1 ст. 12 закона "О противодействии коррупции" без согласия президиума Антикоррупционного совета при президенте, поскольку в Росимуществе участвовал "в реализации отдельных функций государственного управления в отношении РЖД". Генпрокуратура ссылается на требования ст. 64 Трудового кодекса РФ, по которой бывшие чиновники в течение двух лет после увольнения могут трудоустраиваться в госкомпании только с согласия ведомственной комиссии по этике.
Истец утверждает, что его должностные обязанности в Росимуществе не предполагали управления какой-либо конкретной организацией, в том числе ОАО РЖД. В компетенцию господина Потапова входило руководство деятельностью ведомства "по вопросам управления и распоряжения федеральным земельным фондом", а в отношении ОАО РЖД действует особый порядок выделения земельных участков. По п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка в государственной или муниципальной собственности заключается без проведения торгов в случае его предоставления "для осуществления деятельности РЖД для размещения объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования". Более того, договоры аренды с РЖД на каждый участок находятся в компетенции территориальных органов Росимущества. В связи с этим, утверждает истец, ему не требовалось согласовывать переход в ОАО РЖД.
Федеральный чиновник, участвующий в работе одной из ведомственных комиссий по этике, отмечает: далеко не все бывшие госслужащие на деле проходят процедуру. "Практика не до конца отработана, зачастую все зависит от лояльности нанимателя, который закрывает глаза на возможный конфликт интересов. Лично я знаю случаи, когда бывшие госслужащие не проходили согласования или же даже получали отрицательное заключение, но это не мешало с трудоустройством в госкомпании",-- говорит собеседник "Ъ". В качестве примера он привел недавнее назначение экс-директора департамента инвестполитики руководителем департамента международного сотрудничества ОАО РЖД, происшедшее, по его данным, без согласительных процедур.
Источник "Ъ", близкий к РЖД, считает, что Павел Потапов "стал жертвой внутренней борьбы в монополии", подчеркнув, что обычно аналогичные нарушения регулируются "на уровне самой компании". Управляющий партнер компании "Карабаев и партнеры" осторожно оценивает перспективы подобных трудовых споров с участием Генпрокуратуры, отмечая отсутствие отработанной практики: "Антикоррупционное законодательство относительно новое, формулировки нечеткие, что зачастую позволяет трактовать его по-разному".