Законопроект о госконтроле должен быть внесён в Правительство до конца апреля

Проект закона о государственном и муниципальном контроле и надзоре должен быть внесён в Правительство на следующей неделе. Об этом сообщил министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов 19 апреля на заседании возглавляемой им Правительственной подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций госорганов. Участники заседания также рассмотрели ход реализации «дорожной карты» по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности на 2016–2017 год, итоги применения риск-ориентированного подхода надзорными ведомствами и план-график размещения информации о проверках в едином реестре. Законопроект о госконтроле разрабатывается по поручению Президента РФ в формате Открытого правительства — с привлечением широкого круга экспертов, предпринимательского сообщества, контрольно-надзорных органов. Работа ведётся, в том числе, на площадке подкомиссии. В законопроекте должны быть зафиксированы новые принципы госконтроля: зависимость частоты проверок поднадзорных объектов от категории риска, к которой он относится, акцент на профилактику и предотвращение нарушений. Как сообщил в ходе заседания замглавы Минэкономразвития Савва Шипов, работа над документом находится в завершающей стадии: осталось получить подписанный протокол разногласий от МВД, затем комплект документов будет направлен в Минюст. Михаил Абызов, в свою очередь, обратился к Минюсту с просьбой оперативно рассмотреть документ. Прошу в оперативном режиме дать заключение на законопроект, чтобы на следующей неделе документ был внесён в Правительство», — сказал министр. Михаил Абызов также рассчитывает получить информацию о том, какие разногласия внесены, какие из них носят принципиальный характер и по каким надо провести дополнительные совещания, а какие можно снять в заочном формате. Тогда появится понимание, когда законопроект может быть вынесен на заседание Правительства. Предполагается, что приложением к закону станет перечень видов государственного контроля и федеральных органов власти, которые его осуществляют. Постановление о ведении такого перечня ранее подписал Премьер-министр Дмитрий Медведев. Основные направления и мероприятия по совершенствованию госконтроля сформулированы в соответствующей «дорожной карте», которая также была разработана на площадке подкомиссии. В первом квартале 2017 года было реализовано 8 мероприятий «дорожной карты», которые касаются, в том числе, внедрения риск-ориентированного подхода, наполнения единого реестра проверок, организации дополнительного образования служащих надзорных органов, автоматизации госконтроля. Вопросы по качеству исполнительской дисциплины есть, в частности, к Минкомсвязи и Роскомнадзору, Минсельхозу и Росрыболовству, Минфину и Федеральному казначейству. Ранее в подкомиссию уже представлялись доклады, которые касались вопросов досудебного регулирования, профилактики нарушений, порядка организации работы на региональном уровне. Экспертный совет совместно с аппаратом Правительства и головными исполнителями по докладам должны провести анализ внесённых докладов и предложений и по каждому из них сказать, что мы делаем дальше. Каждый доклад должен закончиться решением, что мы делаем. На следующем заседании подкомиссии нужно утвердить направления работы на результат», — подчеркнул Михаил Абызов. Что касается дополнительного профессионального образования госслужащих и обучения их применению риск-ориентированного подхода, то, как отмечают в Администрации Президента, соответствующих образовательных стандартов пока нет ни в РАНХиГС, ни в Высшей школе экономики. В рамках нового законодательства это должно стать приоритетом, подчеркнул Михаил Абызов. На заседании также был затронут вопрос полноты перечней нормативно-правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых проверяют инспекторы у предпринимателей. Эти перечни надзорные органы разместили на своих сайтах в рамках приоритетной программы по реформированию контрольно-надзорной деятельности. Их качество и полнота пока оставляют желать лучшего, отметил член Экспертного совета при Правительстве Александр Брагин. Минюст уже разработал чек-листы, которые помогут ведомствам проверить свою работу в этом направлении. Экспертный совет, со своей стороны, вместе с общественно-деловым советом реформы намерен добиваться повышения качества и полноты этих перечней и удобства их восприятия. Одним из ключевых направлений реформы является переход на риск-ориентированный подход при планировании проверок. Самые яркие результаты здесь, как отмечают в Минэкономразвития, демонстрирует МЧС. Число плановых проверок, проводимых ведомством, в 2017 году снизилось на 35% по сравнению с 2016 годом (87 тыс. проверок в 2017 году против 134 тыс. в 2016 году). Роскомнадзор на 2017 год запланировал 378 плановых проверок против 397 в 2016 году, при этом 63% поднадзорных объектов отнесены к низкой категории риска и фактически освобождены от плановых проверок. У ФМБА снижение количества плановых проверок составило 2%, при этом 28% организаций отнесено к низкой категории риска. А вот количество проверок, запланированных на 2017 год Роспотребнадзором, увеличилось на 2 тыс., это связано, в том числе, с включением в план проверок оздоровительных организаций. Одна из задач на этот год — посмотреть общие показатели интенсивности проверочных мероприятий — плановых и внеплановых, а также категории риска на предмет соответствия ущербу, указал Михаил Абызов. Инспекторы, высвобождающиеся при сокращении числа проверок, должны перенаправляться на проведение профилактических мероприятий, добавил он.

Законопроект о госконтроле должен быть внесён в Правительство до конца апреля
© Open.gov.ru