«Не концессия, а господряд». «Платон» и платные трассы под угрозой?

Арбитражный суд Москвы вынес решение, которое теоретически может поставить под сомнение систему «Платон». Само решение суда формально не имеет к нему отношения: оно касалось конкурса властей Башкирии на строительство автомобильной дороги. Федеральная антимонопольная служба заявила, что если государство компенсирует все расходы инвестора, то это не концессия, а имитация. ФАС предписала аннулировать этот конкурс, и суд ведомство поддержал. Как пишут «Ведомости», это решение потрясло рынок концессий. Получается, что под сомнение ставятся минимум шесть федеральных концессий, включая «Платон» и платную трассу «Москва — Петербург». Так угрожает ли что-то «Платону»? Разъясняет партнер Адвокатского бюро А2 Михаил Александров: Михаил Александров партнер Адвокатского бюро А2 «Изначально, когда закон писался, предполагалось, что государство передает какую-то инфраструктуру в частные руки, частный собственник ее улучшает и затем эксплуатирует и взимает плату с потребителей. Дальше возникла проблема с тем, что не всегда потенциальный спрос на эту услугу можно определить. Получается история, когда концессионер хочет застраховаться. В контрактах появляются такие положения, которые называются либо «плата за доступность», либо «минимальная гарантированная плата со стороны концедента», где описываются случаи, что мы построим дорогу или еще какую-то систему, и минимальная плата, которую мы будем гарантированно получать от государства, составляет такую-то величину. С обратной стороны, конечно, это может приводить к злоупотреблениям там, где эти гарантии со стороны государства выдаются в условиях, когда, может быть, никаких гарантий по обеспечению такой платы не нужно. ФАС говорит: если вы выдаете что-то в концессии и полностью гарантируете, что вы застраховали концессионера от всего, от чего только можно, то это не концессия, а обычный господряд, и вы просто обходите законодательство о госзакупках, называя, например, строительство какой-то дороги не строительным подрядом, а концессионным соглашением на строительство дороги, камуфлируете эту историю. С этим, собственно, и борется ФАС. «Платону», я думаю, ничего не угрожает, потому что его оператором является «Ростех», а акционерами — известные лица. Поэтому я думаю, что «Платон» находится в полной безопасности. Другой вопрос, что все концессии, «Платон» в том числе, финансируются за счет банков, и банки очень внимательно смотрят на риски. Для них, конечно, это дополнительная юридическая каверза, которая может с какой-то маленькой вероятностью, но привести к негативным последствиям. Это лишний момент, чтобы оценить риск и сказать, что ставка по кредиту должна быть чуть-чуть повыше, потому что есть такая проблематика». Первый вице-премьер Игорь Шувалов говорил, что уже заключенные концессии пострадать не должны. Но эксперты отмечают, что до сих пор это было только мнением ФАС, ограниченным конкретным делом, а теперь это уже позиция суда, который установил, что концессия недействительна, потому что нарушает законодательство.

«Не концессия, а господряд». «Платон» и платные трассы под угрозой?
© BFM.RU