Стартап получил $120 млн инвестиций на создание соковыжималки, но у нее есть большой недостаток
Инвесторы стартапа Juicero с удивлением обнаружили, что упаковки для приготовления сока, которые нужно заряжать в новую соковыжималку, чтобы получить сок, можно легко использовать и без этого высокотехнологичного устройства. В компанию вложено уже $120 млн, и лишь недавно обнаружилось, что в главном ее продукте – соковыжималке за $400 – нет необходимости. Одним из самых избалованных инвестициями hardware-стартапов Кремниевой долины прошлого года стал Juicero Inc. Компания производит соковыжималки. Такие продукты редко попадают в поле зрения крупнейших технологических инвесторов, но им понравилась идея устройства, которое умеет подключаться к интернету и превращает индивидуальные упаковки с нарезанными фруктами или овощами во вкусный и полезный напиток. Основатель компании Даг Эванс (Doug Evans) сравнивает себя со Стивом Джобсом, имея в виду стремление к перфекционизму в деле выжимания сока. Он объявлял, что его устройство давит с силой в четыре тонны – «достаточно, чтобы поднять две Tesla», заявлял Эванс. Венчурное подразделение Google и другие инвесторы вложили в стартап $120 млн. Juicero продает соковыжималки по $400 плюс стоимость пакетиков для приготовления сока, которые доставляются еженедельно. Но что-то полшло не так. Вскоре после выхода устройства на рынок инвесторы с удивлением узнали о существовании куда более доступной альтернативы: оказалось, что пакетики Juicero можно выжимать и голыми руками. Двое инвесторов также сообщили, что устройство вышло более громоздким, чем обещали разработчики, и что новость об отсутствии необходимости в нем поставила их в тупик. Репортер агентства Bloomberg решил провести эксперимент и попробовать свои силы в выжимании сока. Оказалось, что, делая все вручную, можно получить практически такой же объем сока, причем в некоторых случаях даже быстрее, чем при помощи устройства. В Juicero эту новость комментировать отказались. Близкий к компании источник сообщил, что создатели уже знают о возможности выжимать сок вручную, однако клиенты Juicero все равно предпочитают использовать прибор, поскольку он делает это качественнее и не оставляет следов. Также устройство считывает QR-код с каждой упаковки и проверяет по базе, не истек ли срок годности продукта. Впрочем, срок годности написан и на обороте пакетиков. Сам создатель Juicero – знаменитость в кругах любителей полезных продуктов. В 2002 году Эванс стал одним из сооснователей Organic Avenue – сети магазинчиков, продававших концентраты холодного отжима в стеклянных банках. Нью-Йоркская компания получила немало восторженных отзывов, в том числе и от знаменитостей – например, Гвинет Пэлтроу. После десяти лет работы в компании Эванс продал контрольный пакет инвестору, который вытеснил его из бизнеса. Компания обанкротилась, а Эванс взялся за новый проект. Диета 50-летнего Эванса в основном состоит из сырой веганской еды. Высокие технологии были непривычной для него сферой, но он быстро вошел в курс дела. По словам Эванса, он потратил около трех лет на создание дюжины прототипов, прежде чем прийти к идее пресса Juicero, патент на который должен быть в скором времени оформлен. В интервью сайту Recode он сравнил свое творение с персональным компьютером A le под руководством Стива Джобса. «Внутри устройства 400 уникальных деталей, – рассказал Эванс в интервью. – Там есть сканер, микропроцессор, чип беспроводной связи, антенна». По рассказам двух инвесторов, на переговорах по привлечению средств Эванс говорил о создании революционного прибора, способного выжимать сок из нарезанных фруктов и овощей. Эвансу удалось получить инвестиции в 2014 году, показав напечатанный на 3D-принтере макет без рабочего прототипа. В список инвесторов Juicero вошли компании Kleiner Perkins Caufield & Byers и Al habet Inc. Выбранная Эвансом модель продаж по подписке вызвала у инвесторов интерес, рассказал Брайан Фрэнк (Brian Frank), который инвестирует в фудтех-стартапы через собственный фонд FTW Ventures. Успех Nes resso и Dollar Shave Club сделал подобные модели привлекательными для инвесторов. «Инвесторы проявляют большой интерес к компаниям, которые сочетают единоразовую продажу оборудования с регулярными продажами расходных продуктов», – объяснил Фрэнк, который сам не владеет долей в Juicero. Однако после презентации продукта в прошлом году по меньшей мере двое из инвесторов Juicero оказались неприятно удивлены, когда оказалось, что сок из упаковок можно выдавливать вручную. Кроме того, устройство оказалось более крупным, чем обещал Эванс. Один из инвесторов рассказал о своем разочаровании после того, как Juicero не смогла выполнить свои первоначальные обещания, и о том, что его фонд даже не стал бы начинать переговоры с компанией, если бы Эванс сразу показал, что сок из пакетов можно выдавливать и без дорогостоящего оборудования. Тот факт, что руководство Juicero не сообщило эти факты инвесторам и сотрудникам, подтвердили четверо людей, близких к делу. Даг Черток (Doug Chertok), один из инвесторов Juicero, рассказал, что узнал обо всем самостоятельно. «Не сомневаюсь, что сок можно выжимать и без устройства, – сообщил он. – Но я все равно уважаю эту компанию». По словам Чертока, чей фонд Vast Ventures также финансирует сеть ресторанов органической пищи Sweetgreen, ценность Juicero может быть в ее подходе к торговле доступными органическими продуктами. Эта компания может стать «платформой» для новой модели доставки еды, в рамках которой свежие фрукты и овощи будут регулярно доставляться клиентам. «Juicero все еще ищет свою нишу, – сказал Черток. – Не сомневаюсь, что они станут очень успешными». Благодаря обещаниям высокотехнологичного продукта, Juicero стал одним из самых финансируемых американских стартапов по производству оборудования за 2016 год. Но в октябре Эванса на посту гендиректора заменил Джефф Данн (Jeff Dunn), бывший президент Coca-Cola Co. Спустя несколько месяцев Juicero снизила цену на свою соковыжималку с $700 до $400. «В секторе еды и напитков очень трудно выбрать правильное направление для развития, – считает Курт Джетта (Kurt Jetta), глава аналитической компании Tabs Analytics. – Предприниматели могут стремиться к созданию высокотехнологичного продукта, когда в этом нет смысла». Сейчас Эванс занимает пост председателя правления компании. Пакеты для приготовления сока стоят от $5 до $8 за упаковку, но купить их могут только владельцы соковыжималки Juicero. До недавнего времени продукция компании была доступна всего в трех штатах, но недавно их список был расширен до 17. Упаковки нельзя доставлять на большие расстояния, потому что их содержимое быстро портится. Juicero удалось получить признание среди персонала дорогих отелей и ресторанов. Сотрудники семи заведений рассказали, что продукты Juicero хороши тем, что после них не приходится тратить много времени на уборку. Все семеро также не были в курсе, что сок можно выдавливать вручную. В ходе эксперимента, проведенного Bloomberg, оказалось, что руками можно получить результат быстрее, хотя прибор действует чуть эффективнее. Репортер смог выжать 220 миллилитров за полторы минуты, а с помощью устройства удалось получить 236 миллилитров за две минуты. Спустя некоторое время генеральный директор Juicero Джефф Данн ответил на претензии и предложил вернуть деньги всем покупателям соковыжималок. Он сообщил, что внутри упаковок – только измельченные фрукты и овощи, и усомнился, что голыми руками можно получить тот же результат и что клиентам захочется повторять этот трюк снова, «не говоря уже о том, чтобы заниматься этим каждый день».