Агрегаторы пошли на поправку

Законопроект об интернет-посредниках может быть скорректирован Интернет-компании, похоже, сумели убедить власти в необходимости доработки законопроекта о товарных агрегаторах, крупнейшим из которых является "Яндекс.Маркет". После того как участники рынка, эксперты правительства и НИУ ВШЭ нашли нарушения при согласовании документа, в Госдуме пообещали учесть мнение отрасли, желающей исключить из поправок регулирование услуг и ограничить ответственность агрегаторов. Правительственный законопроект о товарных агрегаторах, внесенный в Госдуму в марте, будет доработан, сообщил "Ъ" вчера глава комитета по информполитике Госдумы Леонид Левин по итогам круглого стола с участием экспертов и представителей компаний. "Было решено, что законопроект нужен, он актуален, но сейчас он сырой, и нас попросили прислать свои правки и замечания",-- сообщил один из участников мероприятия, ссылаясь также на поручение вице-премьера Ольги Голодец. Текущая версия проекта, разработанного Роспотребнадзором, вводит понятие агрегатора как информпосредника. Он вступает с потребителями в возмездные отношения, не заключает сделки по купле-продаже, но позволяет предварительно оплатить товар или услугу. Участники рынка сходятся во мнении, что необходимо исключить из документа услуги и что имеющихся механизмов саморегулирования вполне хватает. Гендиректор eBay в России и на развивающихся рынках Европы и Африки Илья Кретов рассказал "Ъ", что у компании было лишь одно дело по защите прав потребителей, которое решилось в досудебном порядке в пользу потребителя. По данным Роспотребнадзора, в 2016 году в интернете россияне сделали 385 млн покупок, но потребители пожаловались лишь 8765 раз. "Жалоб на работу агрегаторов не зафиксировано",-- сказал президент Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов. По его словам, глава Роспотребнадзора Анна Попова говорила на заседании о том, что люди не жалуются на магазины в сети, поскольку думают, что им никто не поможет и они сами виноваты. "Вообще, это подмена понятий: речь в проекте не о магазинах, а об агрегаторах",-- возмущается один из участников заседания. Агрегаторы как информпосредники обеспечивают около 50% покупок в онлайн-торговле, оценивает Александр Иванов. "Издержки, которые возникнут у бизнеса, по традиции оплатит потребитель",-- считает он. Законопроект о регулировании товарных агрегаторов разрабатывается с 2015 года, в Госдуму была внесена третья версия поправок. Участники рынка, в том числе "Яндекс", владеющий крупнейшим агрегатором "Яндекс.Маркет", говорили, что с ними ее не согласовали. По их словам, бизнес-сообществом и рабочей группой с участием Роспотребнадзора обсуждался и был согласован минувшим летом другой документ. Чиновники Минэкономразвития и Минкомсвязи на круглом столе заявили также, что выдавали положительное заключение по регулирующему воздействию на другую версию законопроекта, сообщили "Ъ" два участника заседания. "Существенные изменения" в итоговой версии законопроекта по сравнению с получившей положительные заключения регуляторов и согласованной с участниками рынка заметили и в НИУ ВШЭ, а также члены рабочей группы "Связь и IT" экспертного совета при правительстве. Как говорится в заключении рабочей группы, из документа исчезли положения об ограничении ответственности для агрегаторов. Изначально предполагалось, что они отвечают только за предоставление заведомо недостоверной информации. В текущей версии на агрегатора возлагается ответственность за все случаи предоставления недостоверной информации вне зависимости от того, был заключен договор покупателя с продавцом (исполнителем) на сайте агрегатора или нет. Таким образом, внесенный в Госдуму проект, по сути, уравнивает продавца и агрегатора, следует из выводов НИУ ВШЭ и рабочей группы. Это положение "создает риски оппортунистического поведения потребителей", которые могут претендовать на возмещение убытков и от магазина, и от агрегатора, предупреждают эксперты. В последней версии поправок появились нововведения, описывающие исполнение агрегатором требований о возврате предоплаты: на это отводится десять дней. Это приведет к возникновению новых издержек агрегаторов по проверке фактов несвоевременности поставки товара, и времени на это будет недостаточно, отмечается в аналитической записке НИУ ВШЭ. Роспотребнадзор должен был отозвать законопроект, в который были внесены положения, имеющие высокую степень регулирующего воздействия, считают там. Однако в Роспотребнадзоре "Ъ" вчера заявили, что служба выполнила "все необходимые процедуры, в том числе при доработке проекта с учетом юридической техники и соблюдения всех необходимых процедур". Роман Рожков

Агрегаторы пошли на поправку
© Коммерсант