Россия в мае оплатит последний непогашенный советский займ

Таким образом, будет закрыта последняя страница в длящейся вот уже четверть века истории советского долгового наследия в постсоветской России. Как оценивать этот факт? Зависит от оценки как советского долга, так и того, как ситуация выглядит сейчас. Еще в 1944 году влиятельный экономист ХХ столетия Джон Мейнард Кейнс объяснил смысл внешнего долга на Бреттон-Вудской конференции, созванной для переустройства мировой экономики. Он заявил, что мировые финансы устроены абсурдно - стране с отрицательным платежным балансом дают в долг, чтобы она могла расплачиваться по старым долгам. Но ведь отрицательный платежный баланс свидетельствует, что страна не может производить экспортные товары в достаточном количестве. Дальнейшее наращивание долга лишь усугубляет проблему. Кейнс предлагал за счет стран с положительным сальдо финансировать развитие производства в странах-должниках. В этом случае они смогли бы увеличить свои валютные доходы и расплатиться по долгам. Иллюзия благополучия в ситуации с внешним долгом РФ связана с тем, что под ним понимается лишь госдолг Как известно, Международный валютный фонд пошел по другому пути. В итоге совокупные долги развивающихся стран выросли с 7 миллиардов долларов в 1955 году до 1300 миллиардов долларов в 1987 году. В обмен на реструктуризацию этой задолженности западный капитал получил в странах-должниках по заниженным ценам различные активы, доступ к рынку и другие выгоды. Смысл долговой ловушки, образование которой пытался предотвратить Кейнс, стал очевиден. Советский Союз большую часть своей истории практически не одалживался за рубежом. Значительный рост внешнего долга пришелся лишь на последние годы советской власти, когда она уже находилась в стадии разложения. Но долги даже этого периода не были такими уж страшными, учитывая масштабы советской экономики, занимавшей второе-третье место в мире по величине ВВП. Однако распад СССР изменил характер проблемы. Поначалу, по договору о правопреемстве внешнего долга и активов СССР между его бывшими республиками от декабря 1991 года, Россия взяла на себя обязательства на 57 миллиардов долларов. Однако уже в апреле 1993 г. нашей стране достался уже весь внешний долг, выросший к тому времени до 96,6 миллиарда долларов, в обмен на получение всех зарубежных советских активов. В том числе Россия получила и обязательства других стран - должников СССР. Советский Союз ссужал деньги многим развивающимся странам, в том числе Эфиопии, Кубе, Мозамбику, Йемену, Вьетнаму, Алжиру, Ираку... К 1997 году долги этих стран России составили около 150 миллиардов долларов. Казалось бы, счет складывался в пользу России. Однако дело обернулось так, что ей пришлось платить по своим долгам полной мерой, а вот долги других стран самой себе почти полностью списать. Такое нелепое положение дел было связано с целым рядом обстоятельств. Основными внешнеторговыми партнерами СССР были страны социалистического содружества. Советский Союз поставлял им энергоресурсы, оружие, турбины для АЭС по ценам, гораздо ниже мировых. Они поставляли нам промтовары, транспортные средства, лекарства, продукты питания. Расчеты проходили в условных единицах - переводных рублях. Первое постсоветское правительство России в лице министра внешних экономических связей Петра Авена и вице-премьера Егора Гайдара приняло решение пересчитать эти суммы в доллары. Так Россия обрела валютный долг вместо условных рублей. Но это еще не все. В 1997 году наша страна вступила в "Парижский клуб". Это неформальное, но влиятельное объединение западных держав, созданное для урегулирования проблем суверенного долга. По условиям клуба приходится списывать долги за поставку оружия, которые составляли 80 процентов от их общей величины. В итоге выполнения всех требований оказалось, что должники России должны выплатить лишь 8 миллиардов долларов, или 5 процентов от общей величины дебиторской задолженности СССР. В то же время долги нашей страны никто списывать не собирался. Хоть и с большими потерями и далеко не самым эффективным образом, проблема советского долга через 25 лет после распада СССР решена. Это, однако, не значит, что решен вопрос внешнего долга современной России. Иллюзия благополучия в этом отношении связана с использованием минфином понятия внешнего долга в узком определении. Под ним понимается только госдолг, то есть обязательства, непосредственно взятые на себя органами власти. Однако в четыре раза большую сумму составляет гарантированный государством долг корпораций. А ведь по этим обязательствам также придется платить государству в случае несостоятельности заемщика. Не следует забывать и о частном негарантированном долге. Под этим термином понимается задолженность частного бизнеса, который не получил гарантий государства. Все виды долгов необходимо выплачивать за счет доходов, созданных населением страны. Нужно развивать реальное производство в ответ на внешнеэкономические трудности В 2016 году общая величина внешнего долга России составила 523,4 миллиарда долларов. Плюс к этой величине основного долга нам придется выплатить еще и 89,8 миллиарда долларов в качестве процентов. Как видим, это суммы, намного превосходящие советские долги. А ведь экономический потенциал современной России и ее место в мировой экономике несопоставимы с потенциалом и положением СССР. Будем реалистичны, одно из немногих положительных последствий антироссийских санкций в том, что они существенно затруднили доступ отечественных компаний на мировые рынки капитала. Это привело к определенному сокращению внешней задолженности. Нам остается учиться жить по средствам. Главное для решения проблемы долга в долгосрочном плане - это вспомнить совет Кейнса развивать реальное производство в ответ на внешнеэкономические трудности. Для этого требуется увеличение вложений в национальную экономику, науку и образование. Об авторе: Руслан Дзарасов, заведующий кафедрой политической экономии РЭУ им. Г.В. Плеханова

Россия в мае оплатит последний непогашенный советский займ
© Российская Газета