Экономика
Компании
Рынки
Личный счет
Недвижимость
Курсы валют
Конвертер валют
Курс доллара
Курс евро

Фискальные маневры вновь обретают популярность

рекомендует минимизировать различия в налоговой нагрузке
Налоговые реформы и увеличение госрасходов могут стимулировать рост экономики, но не сразу и в основном через поддержку структурных реформ, следует из фискального обзора Международного валютного фонда. С учетом растущей долговой нагрузки в фонде рекомендуют максимально сократить различия в уровне налогов в зависимости от источника финансирования, размера фирмы и других параметров, указывая, что это само по себе может способствовать росту производительности.
Развитые страны в прошлом году впервые за пять лет нарастили госрасходы, что вкупе с увеличением бюджетных дефицитов в развивающихся странах привело к росту средней долговой нагрузки в мире на три процентных пункта, до 83,6% ВВП (в том числе в развитых странах -- до 107,6% ВВП, в развивающихся -- до 47,4%), говорится в новом докладе МВФ. В развивающихся странах фискальные дефициты оказались на пике -- в среднем их размер увеличился с 0,9% в 2012-м до 4,8% ВВП в 2016-м (это максимум за два десятилетия). В таких условиях фискальные меры могут быть использованы для поддержки роста, но лишь в ограниченном объеме, предупреждают в МВФ, добавляя, что их влияние на рост зачастую бывает отсроченным, однако фискальная поддержка может усилить эффект структурных реформ, который обычно слабее проявляется в периоды слабого роста.
В фонде в первую очередь предлагают выравнивать налогообложение для компаний, различающихся размерами, типом финансирования и другими параметрами. Предполагается, что это будет способствовать перетоку инвестиций в сектора с большим потенциалом роста производительности. Эти меры, по оценке фонда, способны нарастить годовой рост ВВП на 0,7% в развитых и 1,3% в развивающихся странах. Если бы степень такой дисперсии в Индии и Китае была на уровне США, это соответствовало бы росту производительности на 30-50% в Китае и на 40-60% в Индии, отмечается в докладе. Кроме того, в среднем у стран с более низкой дисперсией выше доля вложений в основные средства производства.
Поддержка малого и среднего бизнеса, в свою очередь, в основном должна концентрироваться на новых бизнесах, тогда как существенное расхождение в нагрузке в зависимости от размера компании снижает стимулы к увеличению производительности, отмечают авторы доклада. Помимо этого, в фонде рекомендуют упрощать налоговое администрирование, а также повышать долю "белого" сектора экономики.
Больше всего авторы доклада критикуют подход к налогообложению, позволяющий компаниям вычитать из налоговой базы проценты по кредитам, но не выплаты дивидендов держателям акций -- это делает долг более приоритетным способом привлечения финансирования. Помимо повышения риска излишней долговой нагрузки такой подход также косвенно снижает привлекательность инвестиций в НИОКР (стартапы, как правило, привлекают средства через продажу долей или опираются на собственные средства, однако возврат на такие вложения невозможно вычесть из налоговой базы).
Поправить такую привязку к долговому финансированию, а заодно решить проблему использования офшоров для снижения суммы налогов могла бы кардинальная реформа, предполагающая переход к "cash flow tax" -- обложению "экономических рент", то есть доходов сверх установленной нормы доходности, пишут в МВФ. Сейчас существуют примеры его применения в рамках особых фискальных режимов для добывающих стран, движением в этом же направлении в фонде считают увеличение ставок НДС при снижении корпоративных налогов (это сочетание активно использовалась развитыми странами после финансового кризиса 2008-2009 годов). В США республиканцами была предложена сходная реформа -- "border adjustment tax", не позволяющая вычитать из налоговой базы расходы на импортированные товары (в такой форме реформа вряд ли будет утверждена, так как прямо нарушает международные обязательства в рамках ).
Суммарный эффект готовящейся масштабной налоговой реформы в США, включая снижение корпоративных и подоходных налогов, может соответствовать порядка 1% ВВП страны, оценивают в фонде (это примерная оценка, так как точный набор мер еще неизвестен). Однако в фонде предупреждают, что сокращение налоговой нагрузки может привести не к росту капвложений, как надеются в администрации, а к увеличению спроса на рискованные активы и к перегреву финансовых рынков.