Экономика
Компании
Рынки
Личный счет
Недвижимость
Курсы валют
Конвертер валют
Курс доллара
Курс евро

Уральские компании научились сотрудничать с инноваторами

Обратились к братьям меньшим

Уральские компании научились сотрудничать с инноваторами
Фото: Российская ГазетаРоссийская Газета

Традиционно компании предпочитают вести дела с себе подобными, то есть крупные с крупными, малые с малыми. Так проще: партнеры говорят на одном языке и понимают логику действий друг друга. Когда же речь заходит о сотрудничестве промышленных гигантов с начинающими предпринимателями, то и тем, и другим приходится проявлять недюжинное терпение и трудолюбие, чтобы совместное предприятие увенчалось успехом.

Видео дня

Тем не менее кооперация может быть весьма выгодна обеим сторонам, отмечают эксперты. По словам заместителя гендиректора НПО "Сапфир" Ильи Крупина, для большой компании вложение в стартапы - это один из возможных механизмов развития: в некоторых случаях легче и дешевле купить идею и принять готовую инициативную команду, чем создавать продукт с нуля с большими рисками.

- Для инноваторов это тоже плюс. Они сразу могут получить инвестиции, каналы продаж, техническую, организационную, маркетинговую поддержку, - уверен Крупин.

Многие крупные уральские компании заявляют, что готовы сотрудничать со стартаперами. Среди них , НПО автоматики, СКБ-Контур, Уральский биомедицинский кластер, НПО "Сапфир", NAUMEN и другие.

- Нам нужны молодые, умные, заряженные на успех команды, с которыми мы сумеем вместе что-то сделать. Механизмов есть несколько. Мы можем выступить в производственной кооперации, можем принять вас на работу или профинансировать разработку и создать СП. Такой опыт есть: за последнее время мы создали две таких компании, - рассказал заместитель генерального директора НПО автоматики .

Чаще всего бизнес решается на сотрудничество с уже состоявшейся компанией: такое партнерство эффективно. Вкладываться в стартапы на посевной стадии очень рискованно

- Мы готовы рассмотреть предложения и разработки, которые находятся на стыке охраны труда и новых методов диагностики, в частности, речь может идти о диагностике состояния подземной части опор линий электропередачи, - заверил и заместитель главного инженера МРСК Урала Георгий Бураков.

Никто не хотел рисковать

К сожалению, дальше деклараций дело зачастую не идет. Лишь единичные совместные проекты доживают до реализации. И тому есть целый ряд причин. Константин Шур, генеральный директор компании "Линэрго", которая в течение трех последних лет вела переговоры о сотрудничестве с такими гигантами, как ГК "Росатом", , , , системный оператор ЕЭС и другими, попытался их проанализировать. Он считает, что зачастую топ-менеджеры и акционеры компаний хотят перемен лишь на словах, а на практике порой сами препятствуют им. Во-первых, опасаются, что их заподозрят в личной заинтересованности и реализации коррупционных схем, во-вторых, боятся совершить ошибку и понести за нее наказание. В-третьих, малый бизнес часто не в состоянии выполнить все требования закона и внутренних регламентов крупной компании из-за недостатка ресурсов.

Директор по инвестициям компании СКБ-Контур Сергей Зарипов объясняет логику крупного бизнеса несколько иначе:

- У нас по отношению к стартапам всегда возникает дилемма: либо купить, либо сделать аналогичный продукт самим. Чаще всего мы решаемся на сотрудничество с уже состоявшейся компанией. Ей крупный партнер нужен лишь для масштабирования бизнеса. В таком случае партнерство будет эффективно. Вкладываться в стартапы на посевной стадии рискованно, и мы решаемся на это лишь в исключительных случаях, - отмечает эксперт.

Такого же подхода придерживается и руководство Уральского биомедицинского кластера. Некоторое время назад оно вело переговоры с командой московских разработчиков, создающих противораковые препараты. Проект был интересен, но требовал больших финансовых вложений, потому и не состоялся. В условиях кризиса кластер предпочел вкладываться в продвижение лишь тех продуктов, которые имеют почти готовую рыночную нишу.

Горящих глаз мало

Ряд экспертов отмечает, что далеко не всегда трудности выстраивания взаимоотношений лежат в экономической плоскости. Так, по словам Вадима Пывьяна, генерального директора компании "Экосорбразвитие", имеющей опыт сотрудничества с ГК "Росатом", начинающие предприниматели часто оказываются не готовы к общению с потенциальными партнерами, потому что не понимают их подхода к ведению бизнеса.

- Нельзя рассчитывать на то, что только из-за ваших горящих глаз перед вами раскроются все двери, - говорит Вадим Пывьян. - Крупный бизнес живет логикой бюрократии, чтобы убедить его вложиться в проект, нужна тяжелая методическая работа. Корпорации очень инертны: они тяжело раскачиваются, перестраховываются и никогда не влезают в авантюры, но именно поэтому, однажды пройдя все согласования, вы на долгие годы обретете надежного партнера.

Айтишник Антон Еликов, постоянно работающий с федеральными торговыми сетями, советует начинающим предпринимателям не бояться крупного бизнеса и идти к потенциальному партнеру на переговоры, лишь когда есть твердое понимание, какую пользу ты можешь принести. Причем важен именно прямой контакт: никакие маркетинговые исследования тут не помогут, уверен он.

Еще один рецепт гармонизации отношений крупного и малого бизнеса предложил Константин Шур. Он считает, что в корпорациях, нацеленных на внедрение инноваций, должны работать специалисты, освобожденные от бюрократической волокиты. По его задумке, они могли бы тесно общаться с инноваторами, оценивать перспективы их разработок и помогать коммерциализировать идеи.

- Такие специалисты должны быть отчасти психологами, умеющими выявить предпринимателей с большим потенциалом, - считает Константин Шур.