«Халва» понравилась

Расскажу свое видение, как банкиры могут помочь ритейлу и чем мы вам сейчас мешаем. С моей точки зрения, сейчас история финансирования покупателей розничных сетей в значительной степени разрушает ту ценность, которую создает ритейл. Я не буду говорить о совсем маргинальных продуктах типа кредитов МФО. Возьмем, например, POS-кредитование. Первое: огромные ставки. По данным Банка России, полная стоимость кредита самая высокая по POS-кредитам. И понятно, что эти проценты, по сути, налог на ритейлеров и что на такую же сумму [равную стоимости процентов] клиент не произведет покупку. Возьмем другой продукт – кредитные карты. Кредитная карта с грейс-периодом и, соответственно, плавающим графиком платежей – это очень сложный продукт для текущего уровня финансовой грамотности россиян. По статистике, в России в грейс-период не попадает 80% клиентов. А если человек не укладывается в грейс-период, у него начинаются проценты с первого дня, когда он вообще воспользовался лимитом. Естественно, у людей разочарование. И нужно найти очень тонкую границу, где это разочарование будет перенесено на ритейлеров и на визит в конкретный магазин, а где не будет. Но надо сказать, что есть очень правильная тема, любимая ритейлерами: рассрочки. Не случайно это самый ходовой и самый популярный финансовый продукт в пиковые месяцы продаж (например, декабрь, август). Но у рассрочек тоже есть своя «родовая травма». Наверное, самое главное – история, что ритейлер объявляет о рассрочке, но если не дать об этом дополнительную рекламу, никто не придет. А это опять же дополнительные затраты. И, безусловно, рассрочка стоит дополнительных денег. Как банкиры могут в данной истории помочь ритейлу? На многих рынках есть продукт, который в России практически не представлен. Это IstanbulKart. Она появилась в Турции в 1999 г., и там она развита больше всего. Результат налицо: Турция сейчас номер два в Европе после Франции по объему безналичных платежей. Ритейлер договаривается с банком о том, что полностью финансирует все расходы по покупкам, совершаемым по картам этого банка. Почему ритейлеру это выгодно? Не секрет, что просто дать рекламу для привлечения клиента при существующем сейчас уровне рекламного шума очень дорого. Комиссия, которую ритейлер заплатит банку за возмещение конкретных процентов по карте клиента, уже сделавшего покупку, в разы меньше. Эта история подтверждена и реализована в Азербайджане; доказала себя в Белоруссии, где карта «Халва» занимает 15% рынка и по объему кредитного портфеля. Карта «Халва» в Белоруссии вообще крупнейший кредитный портфель, больше даже, чем у белорусского Сбербанка. У нас на рынок в этом году вышли такие карты. В частности, взяв всю белорусскую статистику, весь их опыт взаимодействия с ритейлерами, запустили на российском рынке карту «Халва» . Сейчас у нас 1200 партнеров, около 10 000 точек продаж. И мы надеемся, где-то к 1 мая все это удвоится.