Адвокат рассказал, как избавиться от телефонного спама

Сегодня электронная рассылка уже сдает позиции – большинство почтовых сервисов предусматривают защиту от нежелательных писем. Зато более популярным становится другой вид спама - звонки на мобильный и домашний телефон. Все больше и больше россиян становятся жертвами так называемых телефонных спамеров. О том, как ваши личные данные попадают в открытый доступ и как защитить свои права, рассказала адвокат Оксана Грикевич. По словам адвоката, телефонный спам в стране регулируется законом о рекламе и законом о персональных данных. «И тем, и другим законом предусмотрено, что для распространения рекламы необходимо получение согласия абонента. Но часто происходит так, что такое согласие тщательно где-то спрятано на договоре на сотовую связь. И абонент просто не обратит на него внимания. Еще один вариант - персональные данные могут быть получены при оформлении дисконтной или подарочной карты. В договоре, который вы оформляли, было сказано, что вы согласны на получение рекламных сообщений. Хитрость здесь прячется в том, что иногда мы даем согласие одной компании, а она потом делится со своими партнерами нашими персональными данными. Если у них действительно есть какое-то внутреннее соглашение, то часто это допускается и компания может предъявить согласие абонента на использование его персональных данных», - рассказывает Грикевич. Истории о телефонных спаммерах - печальные, забавные и просто знакомые почти каждому из нас - вы можете прочитать здесь. Абонент может потребовать распространителя прекратить рекламу в его адрес, исключить его персональные данные и не направлять впредь никаких рекламных сообщений по телефону. «Если бы это были смс-сообщения, то можно сделать скриншоты и дальше жаловаться в ФАС. С телефонным звонком немного сложнее, потому что у нас в сухом остатке после телефонного звонка остается только номер звонившего. Очень часто распространители рекламы звонят в самый неподходящий момент, и человек просто не подготовлен к тому, чтобы получить какие-то дополнительные данные от звонящего и потом на него пожаловаться. *Если же человек подготовлен и намерен дальше жаловаться, то ему следует спросить, откуда у звонящего его номер телефона, какая организация предоставила ему данные и есть ли у звонящего документы, которые подтверждают согласие абонента на такой звонок. Обычно на таких вопросах они просто вешают трубку», - объясняет эксперт. «Если какие-то данные мы все-таки получили, то для начала нужно просто попросить прекратить распространение рекламы от той компании, которая к нам с этими рекламными сообщениями обращается, удалить наши персональные данные и направить нам письменное подтверждение о том, что персональные данные удалены. Жаловаться можно в ФАС о нарушении законодательства о рекламе и в Роскомнадзор за нарушение законодательства о персональных данных. Есть две статьи в административном кодексе за нарушение порядка сбора, хранения и использования персональных данных, но там штрафные санкции совсем небольшие. А вот за нарушение законодательства о рекламе штраф уже побольше», - рассказывает адвокат. ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как бороться с телефонной рекламой: Советы юриста По словам Грикевич, в Европейском законодательстве тоже есть согласие абонента на звонок. «Что там есть полезного, чего нет у нас: практически везде в Европе есть списки номеров, которые ведет государственный орган, куда можно внести свой номер и попросить, чтобы никакой рекламодатель не имел права позвонить на этот номер с любым рекламным сообщением. И если абонент, который внес свой номер в этот список, получает рекламный звонок, то уже этого рекламодателя очень сурово штрафуют. В США существует другая судебная практика. Например, когда у нас штрафуют, то штраф идет в доход государства. То есть, для абонента нет никакой компенсации. А в Америке, когда взыскивается компенсация, она взыскивается в пользу того, кому позвонили», - поясняет эксперт. Татьяна Поддубская