Обследование на онкозаболевания с применением нанотехнологий прошли в РФ 34 тыс. пациентов с 2011 г. (интервью)

Около 34 тыс. российских пациентов с 2011 г. прошли в центрах позитронно-эмиссионной томографии обследование, направленное на ранее определение онкологических заболеваний. Об этом, в также об инвестиционном климате в России, развитии рынка нанотехнологий и практическом применении наноматериалов, в интервью корреспонденту Агентства городских новостей «Москва» Александре Марьясовой рассказал советник председателя правления по науке - главный ученый, член правления ОАО «Роснано», член правления Фонда инфраструктурных и образовательных программ (ФИОП) Сергей Калюжный. Александра Марьясова (А.М.): Сергей Владимирович, каковы приоритетные направления деятельности «Роснано» и основные достижения? Сергей Калюжный (С.К.): «Роснано» является инвестиционной компанией, которая занимается коммерциализацией нанотехнологий. У нас есть шесть приоритетных направлений инвестирования - наноэлектроника и фотоника, новые материалы, нанопокрытия и модификация поверхности, возобновляемая энергетика, ядерная медицина и инновационная нанобиофармацевтика. Всего за почти 10 лет существования «Роснано» мы инвестировали в 107 проектов. Общая выручка наших портфельных компаний достигла в 2016 г. 369 млрд руб. Если брать за точку отсчета 2007 г., год организации компании, то в то время в стране практически не было солнечной энергетики. «Роснано» существенно вложилась в эту сферу, и сейчас мы имеем как развивающуюся подотрасль солнечной энергетики, так и машиностроение для этой подотрасли (завод фотовольтаических модулей «Хевел» в Новочебоксарске). В 2015-2016 гг. мы суммарно ввели примерно 100 МВт мощностей солнечной энергетики, а в 2017 г. введем еще 70 МВт. Многие относятся скептически к солнечной энергетике в России, типа холодно у нас, но на самом деле хоть холод и играет определенную роль, но главное - это инсоляция, облучение поверхности солнечным светом. В России 30% населенных пунктов не подключены к единой энергетической системе, это связано с большими размерами страны. Поэтому ниша применения солнечной энергетики - это, в первую очередь, такие удаленные, но с хорошей инсоляцией районы. Кроме того, мы активно присматриваемся к ветроэнергетике, у нас в России самый большой в мире ветропотенциал. Мы совместно с партнерами планируем запуск ветропарка на 35 МВт в этом году. Другое направление - микроэлектроника. Мы - соинвесторы российского флагмана в этой сфере - завода «Микрон», который в последние годы перешел на производство наноэлектронной продукции. Он производит массу самых разных продуктов, которыми граждане пользуются каждый день. Например, в Москве это билеты в метро и наземный общественный транспорт. Еще одно направление – мы с 2011 г. строим сеть центров позитронно-эмиссионной томографии. Это неинвазивный метод исследования, направленный на ранее определение онкологических заболеваний. Такие центры уже построены в Москве, Липецке, Тамбове, Курске, Белгороде, Орле, Уфе и Екатеринбурге. В одном из центров, в Уфе, у нас есть кибернож, который с помощью радиационных технологий позволяет осуществлять неинвазивную, без скальпеля, хирургию по удалению злокачественных образований. А.М.: Лечение в таких центрах дорогостоящее? С.К.: В первую очередь мы используем возможности обязательного медицинского страхования (ОМС). Каждый регион имеет свою квоту на высококвалифицированную медицинскую помощь. Мы строим, в первую очередь, в тех регионах, которые помогают нам в функционировании таких центров. Восемь построенных центров уже приняли около 34 тыс. пациентов, до 90% идут за счет ОМС. А.М.: Как вы оцениваете перспективы развития рынка нанотехнологий в России в ближайшие годы? С.К.: Технический прогресс идет так быстро, что часто общество не успевает следить за всеми изменениями. Конечно, перспективы развития нанотехнологий в России достаточно большие. Мы рано или поздно будем избавляться от сырьевой зависимости, экономика страны медленно или быстро будет становится все более несырьевой. Вот, к примеру, у нас развивается строительство, и наноматериалы обещают прямую экономическую выгоду, так как часто они, например, легче и прочнее традиционных. Сейчас выручка российской наноиндустрии уже больше 1,3 трлн руб., и с каждым годом она будет расти. А.М.: Может ли Россия войти в число стран-лидеров на рынке нанотехнологий? С.К.: Россия может занимать ведущие позиции в определенных нишах. Для того, чтобы быть лидером, нужно иметь более сильную экономику. В некоторых сегментах мы способны быть лидерами и законодателями мод. Они и сейчас у нас есть - например, производство искусственного сапфира. Наша портфельная компания «Монокристалл» (Ставрополь) удерживает 27% мирового рынка, то есть мы крупнейшие производители этого материала в мире. Мы видим перспективы, например, в развитии гибкой электроники. Для этой цели мы совместно с правительством Москвы строим в Троицке первый в России центр гибкой электроники. А.М.: Какие направления применения нанотехнологий являются наиболее емкими в плане инвестиций, с чем это связано? С.К.: Рассмотрим на примере солнечной электростанции. Мы, как инвесторы, сначала строим электростанцию, подключаем ее в сеть, а дальше на обозримом периоде, лет 10, с рынка получаем плату за поставленную электроэнергию. То есть сначала нужно вложить деньги, а потом 10 лет их отбивать. Так вот, солнечная энергетика является достаточно инвестиционноемкой, и в нашем случае, на начальной стадии требуются значительные инвестиции. Также, как я сказал, мы планируем разворачивать ветроэнергетику в стране. Общие оценки показывают размер инвестпрограммы до 100 млрд руб., потому что в планах у нас не только строительство ветропарков, но и локализация производства их компонентов в России. А.М.: Как происходит продвижение нанотехнологической продукции на отраслевых рынках и в системе госзаказа? Какая стимулируете спрос на продукцию? С.К.: Новая продукция должна обладать какими-то отличительными характеристиками или обладать абсолютно новыми свойствами, чтобы вытеснить старую. Конечно, новая продукция имеет чисто рыночные и другие барьеры. Стимулирование спроса часто идет путем создания правильной нормативно-технической базы. Кроме того, мы стимулируем спрос, активно работая с государством, с регионами по созданию реестров инновационной продукции. Часто барьером является то, что потребители не знают, что есть такая продукция, требуется их целенаправленное информирование. Мы также занимаемся продвижением этой продукции через госзакупки. Со многими регионами есть соглашение, что, условно говоря, 5% закупаемой продукции государственными организациями будет из реестра инновационной продукции. Там, где не так очевиден экономический эффект, мы делаем пилотные проекты. Например, совместно с администрацией Калужской области мы провели капитальный ремонт дома одной из старых серий с использованием наноматериалов, в результате - жильцы на 30% сократили затраты на отопление. А.М.: Наноматериалы дороже обычных? С.К.: Почему продукция инновационная? Потому что обладает лучшими характеристиками. Иногда она бывает дороже, чем обычный материал. Есть обычное стекло, а есть энергоэффективное. Такое делает наша портфельная компания в Раменском. Летом оно не пропускает избыток тепла в дом, и вы экономите на кондиционировании, а зимой наоборот, не выпускает тепло из дома, и вы экономите на отоплении. Стекло конечно со специальным напылением, оно дороже чем обычное, но если вы посчитаете эффект на 10 лет использования, то стоимость владения получается дешевле. На Московском центральном кольце (МЦК) восемь станций - «Окружная», «Балтийская», «Андроновка», «Лихоборы», «Волоколамская», «Кутузовская», «Владыкино», «Локомотив» - оборудованы такими стеклами. Всего установлено 10 тыс. кв. м. Таким образом, они меньше тратят на подогрев станций для поддержания температуры зимой, и меньше станции нагреваются летом. Обратите внимание, когда будете ездить по МЦК. А вот визуально это стекло мало чем отличается от обычного. Есть примеры, когда инновационная продукция даже дешевле, ну или не дороже, своих старых аналогов, например, железобетонные опоры. В современном мире их можно делать из композитных материалов, которые легче и не подвержены коррозии. Инновационная продукция изначально может быть дороже, но, чтобы увидеть экономию, нужно считать стоимость ее использования в течение всего жизненного цикла. А.М.: Насколько востребована отечественная нанопродукция на зарубежном рынке? С.К.: Примерно 20% нашей продукции уходит на экспорт. Например, до 99% искусственного сапфира уходит на экспорт в 25 стран мира. Мы продаем в Японию и ряд других стран кварц, потому что у нас производится особо чистый кварц. Мы участвуем в тендерах на поставку солнечных электростанций в Южную Африку и Латинскую Америку. Экспорт для нас - это дополнительная и независимая квалификация нашей продукции. А.М.: Инвестирует ли «Роснано» в стартап-проекты? С.К.: Если брать АО «Роснано», то одна третья часть инвестиций уходит в венчурные проекты, в том числе в стартапы. Также у нас есть ФИОП, который строит наноцентры, в нашем понимании - это фабрики по производству стартапов. В регионах мы создали 15 наноцентров и вокруг них 522 стартапа. А.М.: Когда в России использование наноматериалов и нанотехнологий сможет стать массовым? С.К.: Россия - великая нефтяная, газовая, угольная держава. Их добыча у нас стоит относительно недорого, но и себестоимость солнечной и ветряной энергии падает. В ближайшие лет 10 солнечная и ветряная энергетика у нас в стране будет развиваться. Однако в эти 10 лет она не станет основным видом энергии, но к 2050 г. ее вклад будет сравним с ископаемой энергетикой. Конечно, это не близкий срок. Требуется изменение инфраструктуры и перестройка всей энергетической системы. Сложно быстро реорганизовать страну, которая располагается в девяти часовых поясах. Думаю, что и электротранспорт появится в Москве в ближайшие 10 лет, необходимость его внедрения понимают в мэрии. Никуда не деться от этих трендов, и будем надеяться, что наши дети и внуки будут жить в более энергетически дружественной обстановке.